Сотня украинских паралимпийцев стоит в аэропорту "Борисполь". Все - в желто-голубых спортивных костюмах, со счастливой улыбкой на лице. Одни из них видят, другие слышат толпу болельщиков, которая ночью под дождем встречает их дома.

Пловец Ярослав Семененко и видит, и слышит. Вот только куртка висит, на нем, как на тремпеле - у спортсмена нет рук. Пловец Семененко завоевал в Рио бронзу. Для безрукого парня эта бронза - на вес золота, сообщает strana.ua.

Мы пьем чай в грузинском ресторанчике в центре Киева. Ярик ловко наклоняет чашку одними губами, делая глоток. Полчаса назад я видела, как в пресс-центре он пальцами ног включил микрофон на столе. Ногами он готовит, одевается, ест. И так - последние 20 лет.

В девять лет они с ребятами в родной Красногоровке, что под Донецком, играли в прятки. Ярик спрятался в трансформаторной будке. Напряжение в шесть тысяч вольт притянуло обе его руки - тело парализовало, мозг продолжал работать. Друзья бросились на помощь, но их отбросило в сторону. Быстро отключить трансформатор от электричества не получалось - кто-то приварил рубильник. Чтобы спасти мальчика, пришлось обесточить весь город. Обе руки Ярослава сгорели. Удивительно, как он вообще выжил.

Жизнь без рук в малоимущей семье посреди маленького городка на Донбассе протекала тяжело. Обучение на дому, насмешки сверстников, сомнительное окружение - ступить не на ту дорожку было проще простого. Но в 19 в жизни Ярика появился спорт.

"Мой друг познакомился с тренером по баскетболу в коляске - подвозил его на машине. Он ничего не мог предложить мне с моей категорией, но через него я вышел на своего будущего тренера. Он начал протягивать меня в легкую атлетику, бегать. Я тренировался там год. Тренер сказал, что с моим поражением нужно очень много работы. Мы решили попробовать плавание. Приехали в Макеевку. Тренер меня посмотрел, показал стили плавания. Сказал - работать можно", - вспоминает Ярослав.

С двадцати лет началась серьезная работа. Две тренировки каждый день, шесть дней в неделю. Впереди - Паралимпиада в Пекине. Но там молодого спортсмена ждал провал.

"Меня он сильно сломал. Месяца три я не плавал. Не было никакого желания вообще", - говорит Ярослав.

А потом появилась Настя. Ярик понял, что для создания семьи нужно поработать.

Ярослав и Настя Семененко. Фото: "Страна"

"Я очень сильно готовился на Паралимпийские игры в 2012 году в Лондоне. У меня были все шансы, чтобы попасть в призы. Такую работу сделал сумасшедшую! Но я пролетел...".

Чтобы финишировать в заплыве, Ярославу нужно стукнуться головой. Перед этим он притормаживает, чтобы было не очень больно. Соперник дотянулся до финиша рукой.

"Если посмотреть по головам, видно, что Ярик опережает. Разница составила 3 сотых секунды. Занял четвертое место", - рассказывает Настя.

"Я приехал домой, а у меня - ни гривны. Не то что ни тысячи, а ни гривны. Я работал четыре года и остался без ничего. Надо купить картошки - денег нет даже на картошку", - говорит спортсмен.

Выжить помог опять-таки спорт.

"Есть чемпионаты мира, Европы - этапы, где можно попасть в призы, заработать президентскую стипендию, для тебя это будет поддержка. Жить тебе на три тысячи гривен или на десять - разница очень большая. Если сборов нет, то очень сложно. На сборах есть питание, жилье - тебе уже легче. А если нет, расходы идут вдвойне-втройне. А если еще болеешь, а если еще и с женой болеете, ооо...", - вздыхает Ярослав.

"Есть люди, которые работают любыми работниками. Приезжает после тренировки в магазин и собирает тачки. Получает двести гривен. Грузчиком и спортсменом быть - не вытянешь. Самое основное для паралимпийца - это возможность найти спонсорство. Найти фирму, завод, предприятие, которые смогут вкладывать. Но не от того, есть ли у спортсмена шансы получить медаль, а от того, есть ли у него желание".

Ярослав - в красной шапочке. Фото: Паралимпийский комитет Украины

Ярославу удалось найти спонсора. Известный донецкий бизнесмен помог с деньгами на лекарства и еду. Продолжалась подготовка к Паралимпиаде в Рио.

"Я сменил образ жизни: город, тренера. По-другому стал жить, больше стал дышать. Стал гулять. Не просто бассейн-дом-бассейн-дом, и так четыре года", - вспоминает медалист.

А тем временем до дома в Марьинском районе Донецкой области доползла война.

"Меня никто там не трогал. Я ходил в украинской форме, сушил ее на улице. Никто мне ни слова не сказал. Ни люди с автоматами, ни просто соседи. Все уважают мой выбор. В Донецке, когда приезжаю и на недельку задерживаюсь, мне надо бассейн. Бассейн мне предоставляют, абсолютно бесплатно. Я проблем не чувствую. Главное не бояться, правильно? Если ты не боишься, значит все будет хорошо. Директора в бассейне новые, но они понимают, куда я готовлюсь и зачем мне нужен бассейн. И дают дорожку. У меня украинская форма. Я накинул и работаю в зале. При этом люди смотрят - не боишься ли ты? Но если ты не боишься, значит все будет хорошо", - рассказывает Ярослав.

Последний раз дома спортсмен был в конце весны - после не ездил, чтобы не прерывать цикл тренировок.

Подготовка к Паралимпийским играм в Рио проходила в Днепродзержинске и Одессе. Все вещи Ярика и Насти хранятся в машине - катаются из города в город, где тренируется пловец.

На тренировке. Фото: gorod.dp.ua

"Я понимал, что нужно побить мировой рекорд, чтобы попасть в призы. В конце было очень сложно. Но я понимал, что если сейчас не потерплю - не знаю, что буду делать", - говорит Ярик.

Мировой рекорд побить удалось. Ярослав Семененко финишировал в стометровке за 1:15:41 минуты. Безрукий парень из забытого Богом городка на Донбассе впервые поднялся на пьедестал почета Паралимпиады.

"Сыграло ли роль отсутствие россиян? Сложно прогнозировать. Они тоже спортсмены очень сильные, борьба была бы неплохая, возможно, сыграло. По медалям, может, сыграло бы, но в остальном мы бы поборились неплохо. Не думаю, что мы бы проиграли или выиграли с большим отрывом", - говорит Ярослав.

Долгожданная победа. Фото: Паралимпийский комитет Украины

"Призовые" перечислили еще до того, как сборная вернулась в Украину. Но Ярослав, который дважды пролетал, думает о тех, кто остался без медали.

"Без призовых, без поддержки морально очень тяжело. Нужно делать такую систему: участник приезжает, попадает в финал, и давать ему какую-то благодарность за то, что он сделал такую работу. Он тогда будет понимать, что он не в стороне, он в числе тех, кого наградили. Ничего страшного бы не случилось, если из призовых чуть-чуть поделиться. Медалей много, а непризеров мало. Никто не обеднеет, а им будет приятно. Но, в принципе, это была бы подачка, а если бы на государственном уровне - это лучше. По тысяче гривен финалистам, которые вошли в восьмерку сильнейших. Я две Паралимпиады проходил мимо. И мне бы эта поддержка дала бы желание. У меня было бы стремление еще и еще работать".

Теперь у Ярослава и Насти, которая сопровождает его почти везде, есть месяц отдыха. А после этого - подготовка к Чемпионату мира.

"В жизни возникают трудности. Но это только барьер, через который нужно переступить, перелезть, переползти".