Дончанин оживил юзовского императора век спустя
Донецкий архитектор работает над проектами, которые создают достоверную, но виртуальную реальность.
Фотографий старой Юзовки не так много, как хотелось бы людям, интересующимся историей. Решив восполнить этот пробел, дончанин Александр Пешехонов инициировал проект, цель которого — создание виртуальных открыток из юзовской жизни. Сообщают “Вести”.
Оживить город
Это уже не первый исторический проект Пешехонова. До этого была «Виртуальная Юзовка» — попытка компьютерного моделирования центральной части города. Вообще-то, «был» — слово не вполне подходящее. Этот проект еще продолжается. Архитектор по профессии, Пешехонов воссоздает несуществующие уже здания по их подробным фотографиям во всех деталях, вплоть до кирпичика. «Это будет та самая Юзовка, корторая реально существовала в то время, — уверяет автор компьютерного прошлого. — В конечном результате мы постараемся сделать так, чтобы по улицам нашего старого города даже ходили люди, одетые по моде того времени».
Над проектом он работает уже несколько лет. Работа скрупулезная, времени занимает много. При наличии финансирования он, конечно, продвигался бы быстрее. Но спонсора Пешехонову найти пока не удалось.
«Очень приятно, царь!»
А пару недель назад Пешехонов произвел настоящую сенсацию в исторических кругах, анонимно обнародовав открытку с видом Юзовки. На этом снимке — Свято-Преображенский собор, каким он был в 1915 году. А перед ним — памятник, который поверг в изумление всех знатоков истории. На постаменте стоит... царь Александр II.
Тут есть своя предыстория. Достоверно известно, что общественность Юзовки действительно выступила с инициативой памятника этому царю. И что даже был утвержден вариант, который предполагалось поставить как раз перед собором — со стороны Второй линии (нынешней улицы Кобозева). Но нет никаких достоверных свидетельств того, что это сооружение все-таки поставили. Нет никаких фотографий, подтверждающих это. Все, что написано о юзовском Александре II — более или менее художественный вымысел. Есть версия, что его взорвали местные революционеры. Кроме того, предполагают, что памятник мог рухнуть сам из-за того, что материал, из которого его сделали, не выдержал суровой юзовской экологии и треснул в самом важном месте.
Пешехонов предположил, что памятник все-таки стоял, и с помощью точного позиционирования создал картинку, которая могла бы быть. Донецкие краеведы оценили это произведение архитектора по достоинству, и самое интересное — некоторые поверили, что открытка правдивая...
Больше картинок
Открытка с царем Александром — только первая в проекте Пешехонова. Он намерен продолжать делать «юзовскую старину», которая вполне могла бы быть. Готова уже вторая виртуальная открытка. Ее еще никто не видел — право ее обнародования Александр Леонидович предоставил «Вестям».
На этом снимке — тот же собор, но с другой стороны, примерно от нынешнего ЦУМа. В юзовские времена там была Базарная площадь, главная в этой части города. Часть громадного рынка Пешехонов и отобразил, представив с помощью реальных людей того времени, снятых в то же время, но в другом месте, как это все могло бы выглядеть.
Эту серию Пешехонов намерен продолжать и в дальнейшем. Какие-то обещания он как человек аккуратный и осторожный давать остерегается. Но обещает, что обо всех следующих его произведениях мы будем проинформированы тотчас после того, как они будут готовы.
Автор нашего царя делал Пушкина
Считается, что автор проекта юзовского Александра (который вполне мог стоять там, где мы его видим на пешехоновской открытке) — местный графоман от скульптуры Николай Гаврилов, потомственный дворянин. Однако есть основания полагать, что к нашему памятнику приложил руку Александр Опекушин, автор знаменитого московского Пушкина на Страстной площади. Во всяком случае, единственное предполагаемое изображение юзовского Александра «один в один» напоминает опекушинские памятники этому царю, сделанные по шаблону питерской мастерской Новицкого и растиражированные по всей России. То есть либо Николай Гаврилов просто «содрал» своего Александра с опекушинского. Либо документы врут, и статую для Юзовки делали не по проекту Гаврилова, а по типовой штамповке столичного завода Новицкого.