Анализируя происходящее сегодня на юго-востоке, необходимо четко разделять случаи, когда в Донецке, Луганске, других городах действуют "идейные" активисты, когда – специально обученные провокаторы. Исходя из этого – расставлять акценты и делать выводы, пишет Соня Кошкина в Lb.ua.
«Идейных» здесь – как бы удивительно не прозвучало для многих в Киеве и Львове – вовсе немало.
Майдан наоборот
С 16-го мая – даты крымского «референдума», закрепившего аннексию Крыма Россией, по многим городам юго-востока Украины прокатилась волна пророссийских митингов.
По выходным на центральных площадях крупных городов – Харькова, Луганска, Донецка – собирались пророссийские активисты. Набор требований варьировался: от свержения «киевской хунты» до местного референдума относительно присоединения отдельно взятой области к России.
Заканчивалось частенько кровавой дракой со сторонниками единства страны, митинговавшими – в пику – тут же. Еще одна обязательная часть «воскресной программы» - водружение над местной ОГА российского флага. Водружение осуществляли «руссо туристо», кочевавшие из области в область. Ранее вездесущий гугл фиксировал эти персонажи на антифашистских «маршах» в Москве, Питере, других российских городах. «Вечные революционеры» со знаком минус на зарплате у ФСБ.
Уже тогда – во второй половине марта – СБУ констатировало: «зачинщиками» пророссийских митингов на юго-востоке выступают российские диверсанты. Их работа – первый час. Задача – поднять «волну». С остальным успешно справлялись местные радикалы. Часть этих радикалов финансировалась, инструктировалась и поддерживалась также гражданами РФ. Граждан РФ Служба безопасности Украина, время от времени, вылавливала и заключала под стражу.
Местные радикалы - оставались. В их числе - кроме «проплаченных» - были и «идейные». Причем немало.
В этом плане показателен пример Луганска. «Идейные» молодые люди, по словам высокопоставленных источников в правоохранительных органах, объединились здесь в некое подобие организации почти полтора года тому. Организации по типу знаменитого «Тризуба» (из которого, в последствии, «вырос» «Правый сектор»), только с совершенно противоположным идеологическим зарядом. Так же, как и «тризубовцы», луганчане общались, взаимодействовали, выезжали на совместные «тренировки-учения». А в порочащих связях с российскими спецслужбами уличены были лишь в последнее время.
Собственно, задержание Службой безопасности нескольких их лидеров и спровоцировало агрессию активистов, собравшихся под облуправлением Службы – требовать освобождения единомышленников. Их, что удивительно, освободили. Протестующих это так воодушевило, что на достигнутом решили не останавливаться. Вскоре здание СБУ было захвачено полностью.
«Точно, как было у нас на Майдане. Сделали шаг, получилось – здорово. Появляются силы сделать еще два», - комментирует один из чиновников силового блока.
Теперь в Луганске свой Майдан. Только наоборот.
И он, в отличие от кочевого цирка «антимайдана» (слишком хорошо знакомого киевлянам, - С.К.) абсолютно искренен. И точно так же – намерен стоять до конца, ибо в правоте своей не сомневается.
Значительный плюс в том, что это открывает все возможности для двусторонних переговоров. Которые в Луганске сейчас идут полным ходом.
Аналогично – в Донецке.
Местная ОГА была захвачена шестого марта. С седьмого на восьмое на переговоры к протестующим приехал Ринат Ахметов. Запись их ночной беседы прослушали десятки тысяч интернет-пользователей. Аргументы самого богатого человека Донбасса интересовали, конечно, многих. Тогда как слова самих бунтарей представляли не меньший интерес. Даже, пожалуй, больший. Поскольку подтверждали: они – настоящие. Не проплаченные, не засланные, нет – самые настоящие.
Да, со специфическими, мягко говоря, взглядами и подходами.
Специфическими, если судить с киевской колокольни.
Так, эти люди (впрочем, как и все остальные на юго-востоке) в жизни не видели живого бАндеровца. Но свято верят в их существование. Как и в то, что те придут и заставят всех говорить по-украински, молиться, ходить в «другие» церкви и т.д. БАндеровцы все не приходят и никого ни к чему не принуждают, но стабилизации ситуации сие не способствует. Откуда в головах подобная чепуха, однозначно ответить сложно. Списывать все только на пропаганду российских телеканалов было бы слишком просто и безответственно (хотя их роль, конечно, решающая).
Чего греха таить: ленность самостоятельного мышления, склонность рассуждать штампами (в том числе – сложившимися исторически) свойственна вовсе не только юго-востоку. На западе и в центре большой и многонациональной Украины этого не меньше. Просто там другие штампы и другие стереотипы. Они привычнее и считаются более «безобидными». Хотя, на самом деле, не менее вредоносны.
Отсюда ключевое – необходимость диалога. Не монолога, не ультиматумов, именно – диалога.
Возьмем, для примера, одну из самых непростых тем – русского языка.
Допустим, Донецк говорит: «требуем русский как второй государственный». «Что ж, попробуйте поменять Конституцию – провести референдум, имплементировать его результаты», - формально отмахивается Киев. «Фигушки, - поддакивает, скажем, Львов, - четыре года при власти были. Хотели – чего ж не сделали?». «Они нас не слышат! Юго-восток игнорируют!», - возмущаются «доброжелатели» на местах.
Замкнутый круг? Отнюдь, если разбираться по сути. А суть – в причинах требований. Одна из них – желание, допустим, иметь в своем регионе делопроизводство на привычном русском. «Этот вопрос решается довольно легко – в рамках законодательного поля. Что важно: без конфликтов и с гарантированным результатом», - комментирует глава Донецкой ОГА Сергей Тарута (полностью интервью с ним читайте на LB.ua в ближайшее время).
Подобные «отмычки» найдутся буквально к каждому узлу, представляющемуся гордиевым.
Примут ли недовольные граждане подобные методы? Скорее да, чем нет, ведь большинство из них присоединяться к РФ не желает.
Так, всего 18.2 процента жителей Донецка выступают за отделение области от Украины и ее вхождение в состав России. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного недавно Институтом социальных исследований и политического анализа по инициативе Коалиции общественных организаций Донецка.
За унитарность Украины – в ходе данного опроса – высказались 50.2% дончан.
Что есть лучший ответ боевикам, зеленым человечкам и прочей нечисти всех мастей.
«Без объявления войны»
Эта фраза знакома каждому, рожденному в СССР. Да, и большинству из поколения первой половины 90-х – тоже.
И это именно то, что случилось в Славянске. Горотдел милиции захватывали вооруженные боевики. Прибывшие сюда накануне, со стороны Харькова и Луганска. СБУ их причастность к ГРУ РФ уже установила и сомнению эти доказательства не подлежат. Именно поэтому для противодействия захватчикам направили армию. Воевать с ними силами милиции, как справедливо отметила автор LB.ua Наталья Приходько – глупость и шарлатанство.
Вместе с тем, данное обстоятельство формулирует для Украины новые вызовы. В частности – добиваться признания территории нашей страны как такой, на которой ведутся боевые действия. Добиваться на международном уровне. Что поставит и Украину, и Россию, и ЕС и США совсем в иные политико-правовые реалии относительно друг-друга.
Да, перехода сухопутной границы еще не произошло. Но на дворе двадцать первый век и современные войны отличаются от тех, которые знакомы нам по учебникам.
Враг уже оттяпал добрый кусок территории Украины и развернул широкий диверсионный фронт на юго-востоке. По замыслу агрессора, одновременная дестабилизация ситуации в ряде городов Донецкой, Луганской, Харьковской областей должна стать формальным поводом к вторжению. В Киеве об этом знают. Зная, акцентируют важность купировать не только уже пораженные участки, но предотвратить эскалацию в Одессе и Харькове – двух стратегически важных точках.
Контраргументом против изменения политико-правового статус-кво по-прежнему остается необходимость проведения 25-го мая президентских выборов. Однако, очевидно, что в Донбассе выборы уже де-факто сорваны. А если так пойдет и дальше, сорваны будут по всему юго-востоку. Потому что если «зеленые человечки» так бесчинствуют сейчас, то что станут творить 25-го, в том числе – непосредственно на участках, остается лишь догадываться. И в таком случае день первого тура президентских может стать последним днем мирной жизни всей страны. Сегодня это еще можно упредить.