«Общественное ТВ Донбасса» – это больше чем телевидение или средство информации
В Украине об институте общественного вещания говорили давно и много, но конкретных шагов в этом направлении со стороны государства предпринято не было.
За годы независимости не создан отдельный канал, а первая «кнопка» национального вещания не претерпела необходимых изменений. УТ-1, затем «Перший», не стал мощным информационным ресурсом, отвечающим потребностям общества и ориентированным на трансляцию качественного и актуального контента.
В 2014 году Верховной Радой Украины был принят закон об общественном вещании, однако на практике реформы, необходимые для создания специализированных каналов, пока не завершены и стопорятся из-за конфликта интересов, несогласованности действий, а иногда откровенного саботажа. Региональные телерадиокомпании меняют свой статус на филиалы Национальной телекомпании Украины, что повлекло задолженности по зарплате из-за изменения системы финансирования. Дата запуска канала общественного вещания неизвестна.
Еще одной проблемой является непонимание сути общественного вещания – это, в первую очередь, отсутствие коммерческого интереса со стороны собственников медийного ресурса. Еще одно непременное условие – отсутствие собственника как такового в лице государства, бизнес-структур или частных лиц. Общественное телевидение принадлежит обществу и финансируется самим обществом, без участия агентов влияния в лице политических сил или финансово-промышленных групп.
Методы могут быть разными. Во многих европейских странах часть налоговых отчислений физических лиц направляется на финансирование общественного вещания. Часто за доступ к контенту необходимо вносить абонентскую плату. Она может быть символической и начинаться с нескольких центов в США (канал C-SPAN) и достигать сотни евро, как, например, в Нидерландах. Именно в такую сумму обходится право доступа к каналу NOS.
В Украине зрители еще не привыкли к тому, что за доступ к телевизионному контенту нужно платить. Отсутствует и не распространена практика подписки на электронные версии газет или интернет-изданий. Отчасти это связано с низкой покупательской способностью населения, отчасти с тем, что в Украине не сформирован институт независимых медиа.
Первый значимый опыт запуска общественного вещания состоялся в ноябре 2013 года, когда, в дни начала Майдана, свои первые онлайн-эфиры провело «Громадське ТБ». В эфир «Громадському» удалось прорваться позднее – в марте 2014 года.
В это же время свои первые шаги делало новорожденное «Общественное ТВ Донбасса». Первые импровизированные эфиры состоялись в феврале 2014 года в рамках журналистской инициативы «Медиа Майдан». 28 февраля группа донецких журналистов во главе с Алексеем Мацукой вышла в эфир в рамках программы «На мой взгляд» 27 канала (Донецкая областная ТРК). На следующий день, 1 марта, журналисты будущего «Общественного ТВ Донбасса» вели прямые стримы с первых митингов «русской весны», а спустя две недели был зарегистрирован YouTube канал ОТВД, набравший с начала работы свыше 22 млн просмотров.
«Общественное ТВ Донбасса” – это больше чем телевидение или средство информации. Это, в первую очередь, атмосфера свободы и независимого выбора, а в условиях Донецка – независимости журналиста», – отмечал основатель ОТВД Алексей Мацука.
Все это время «Общественное ТВ Донбасса», как и все аналогичные проекты в Украине, финансируется, в первую очередь, за счет международных доноров. Доля пожертвований со стороны зрителей незначительна. Это обуславливает определенные риски. Период финансирования по проектам составляет от 6 до 12 месяцев. Если доноры не поддержат новые инициативы, «Общественное ТВ Донбасса», как и любое другое медиа подобного формата, прекратит свое существование.
Ресурса и возможностей телеканала «До ТеБе» (бывшая Донецкая ОГТРК, ныне – филиал Национальной телекомпании Украины) может быть недостаточно для удовлетворения потребностей аудитории в общественном вещании. С момента возобновления вещания облТРК контент «Общественного ТВ Донбасса» постоянно присутствует в эфире «До ТеБе» и существенно расширяет программную сетку телеканала.
Поэтому «Донецкий институт информации» как организация, курирующая «Общественное ТВ Донбасса», которое в настоящее время выделено в отдельную общественную организацию, принял решение о проведении краудфандинговой кампании. Ее суть состоит в сборе средств от частных и юридических лиц, общественных объединений на функционирование и развитие проекта. Краудфандинг – общемировая практика и мировой тренд, в том числе, в журналистике. Общественное вещание и расследовательские проекты – это то, на что собирают деньги в Гонконге и США, Венгрии и Сальвадоре. Таким образом, само общество голосует за независимую журналистику и свое право на достоверную информацию о происходящем в конкретном городе, штате или стране в целом.
Подобные инициативы работают и в Украине. То же «Громадське» на этапе становления успешно собрало миллион гривен на развитие проекта. Действуют специальные интернет-площадки, где ведется сбор средств на социально значимые проекты в различных сферах общественной жизни.
В условиях Украины только при общественной поддержке возможно создание по-настоящему независимого медиа. У него есть один владелец, куратор и наставник, формирующий редакционную политику, – зритель. В свою очередь, повышается ответственность журналистов перед обществом – они обязаны оправдать ожидания аудитории, которая остро нуждается в актуальном и злободневном контенте без цензуры, предубежденности, искажения фактов.
Привлечение средств от зрителей – шаг к диверсификации источников финансирования и упрочения позиций «Общественного ТВ Донбасса». Возможности медиа существенно увеличатся – станет больше проектов, расширится география работы корреспондентов в регионе. Также ОТВД планирует войти в крупнейшие кабельные сети Донецкой области, получив соответствующую лицензию.
В реализации планов «Общественное ТВ Донбасса» рассчитывает на поддержку зрителей на Донбассе и за его пределами. За последние два года многие покинули родной край поневоле, но не утратили ментальной связи с регионом.
Для того чтобы оправдать ожидания потенциальных жертвователей и более четко уяснить для себя, кто и зачем смотрит «Общественное ТВ Донбасса», команда проекта запустила интернет-опрос. Принять участие в анкетировании просто: достаточно перейти по ссылке ниже. Это еще один шаг ОТВД навстречу зрителю, его желаниям и потребностям в актуальной непредвзятой и по-настоящему важной информации о происходящем на Донбассе.
http://goo.gl/forms/t93Puf6pQE
Инфографика_2_года_ОТВД