«Донецксталь» находится на грани банкротства, а Нусенкис распродает свое личное имущество?
В Живом журнале на страничке блогера donetskstal появилась публикация, в которой рассказывается о серьезных проблемах крупнейшей украинской корпорации «Донецксталь» и ее собственника — одного из богатейших людей Украины миллиардера и православного мецената Виктора Нусенкиса.
«Один из крупнейших украинских холдингов горно-металлургического комплекса концерн «Донецксталь» возможно находится в преддверии коллапса. Об этом свидетельствует информация от источников внутри компании. По их мнению, к печальному финалу холдинг движется из-за стиля руководства и оперативных решений, которые единолично принимает владелец «Донецкстали» Виктор Нусенкис.
Видимое крушение империи Нусенкиса, которое зрело последнее время, началось в середине прошлого года, когда «православный олигарх» потерял практически все свои активы в России. Речь идет об угольной компании «Заречная» в Кузбассе и ряде связанных с ней производств. Потере предшествовал имущественный конфликт за эти активы между В. Нусенкисом и бывшим генпрокурором Украины Г. Васильевым. Но, по свидетельству экспертов, истинной причиной ухода УК «Заречная» из-под контроля владельца «Донецкстали» явилась невозможность предприятий В. Нусенкиса выполнять обязательства по взятому в свое время кредиту, размер которого оценивается приблизительно в 1 млрд. долларов.
Стоит напомнить, что и украинские предприятия Нусенкиса находятся под прессом кредитных обязательств. Но в прошлом году «Донецксталь» смогла избежать банкротства, сумев на какое-то время перекредитоваться у ряда иностранных банков, о чем «Донецксталь» довольно оптимистично информировала в своих пресс-релизах.
В августе 2013 “Донецксталь” привлекла синдицированный кредит на 500 млн. долларов — это крупнейший банковский заем украинского бизнеса в прошлом году. Девять десятых суммы планировалось потратить на выплаты по существующим кредитам, на бизнес - около $50 млн.
В 2007-2008 годах «Донецксталь» привлекла 800 млн. долларов у западных банков на модернизацию металлургического и угольного бизнеса. В январе 2011 года “Донецксталь” реструктуризировала 750 млн. долларов кредита с эффективной ставкой 8%. Срок его погашения наступает в 2014 году.
После своего частичного банкротства и фактического ухода из России, В. Нусенкис сконцентрировал свой управленческий талант на украинских активах «Донецкстали», в которые все еще входят Донецкий металлургический завод, ШУ «Покровское», Ясиновский и Макеевский коксохимические заводы и ряд других предприятий. Нескольких месяцев активного менеджмента Нусенкиса хватило, чтобы до того балансирующий на грани концерн начал активно валиться в пропасть.
Фактически остановившийся на реконструкцию в 2012 ДМЗ уже провел масштабные сокращения среди своего персонала. Обещания принять работников обратно, после того как на месте демонтированных мартенов будет построен новый сталелитейный комплекс, похоже остаются пустым звуком, так как ДМЗ не получило государственную помощь в том размере, на которую рассчитывало, а доверие частных инвесторов к «Донецкстали» подорвано основательно. Похоже, что аналогичные локауты ждут и другие предприятия «Донецкстали».
Перед новогодними праздниками в бизнес-среде стала распространяться информация о распродаже «Донецксталью» своих непрофильных активов. Причем, судя по описанию, речь шла скорее о панической акции, нежели о продуманной реструктуризации. В числе лотов, выставленных на продажу, фигурировали будто бы и самолеты подконтрольной В. Нусенкису авиакомпании CABI, и престижные машины из автопарка «Донецкстали», и даже дом самого В. Нусенкиса, расположенный недалеко от п. Карловка в Донецкой области.
Ясно, что вырученные от такого рождественского сейла деньги не могут быть сопоставимы даже с процентами по кредиту, которые «Донецксталь» вынуждена будет заплатить в этом году.
Но, несмотря на кажущуюся абсурдность, слухи о продаже Нусенкисом своего дома отнюдь не беспочвенны. Тот же источник в «Донецкстали» на условиях анонимности рассказал о ремонте, который спешно провели в крыле здания, где расположен кабинет владельца концерна. По слухам, ремонт связан с обустройством там жилых апартаментов, т.к. В. Нусенкис намерен пребывать в здании по ул. Челюскинцев, где находятся управленцы компании, чуть ли не круглосуточно, осуществляя «с мостика» антикризисное руководство в режиме non-stop.
Кроме такого менеджерского бдения, в арсенале Нусенкиса-управленца появились ежедневные посещения своих предприятий с непременным сокрушающим разносом управленцев. По слухам, по силе демотивационных последствий для работников, такие визиты сравнимы с небольшим цунами.
Другим антикризисным шагом Нусенкиса стало резкое ограничение заработной платы всем сотрудникам «Донецкстали» (по поступающей информации, олигарх определил потолок зарплаты своим менеджерам, включая топов, в 6000 грн.), а также тотальная ревизия фактической загрузки персонала.
С этой целью, назначенный на должность заместителя генерального директора по организации исполнения и контролю В. Антонов уже разослал руководителям структурных подразделений «Донецкстали» поручение предоставить отчет о фактически проделанный работе сотрудников. По требованию Антонова, отчет должен быть подкреплен цифровыми данными и «полученным экономическим эффектом». Неприглядная «сусловщина» новых методов гармонирует с личностью нового зама со зловещей приставкой «по организации исполнения». Глава корпоративного УИНа давно зарекомендовал себя как соглядатай руководства, а в период кризиса окончательно легализовал свой статус.
Что характерно, по словам того же источника из «Донецкстали», в разгар кризиса отошли на второй план и даже не вспоминаются активно пестовавшиеся в концерне православные моральные и духовные ценности. Вопреки лозунгам об общинности, духовном братстве и соработничестве, которые декларировались тут не один десяток лет, «Донецксталь», похоже, намерена выставить за ворота всех, кого Боливар, по мнению Нусенкиса, не вывезет в наступивший год Лошади.
В целом же, описывая ситуацию в «Донецкстали», различные источники иллюстрируют свой рассказ характерным жестом – приставляя палец к виску. Указывает ли жест на самоубийственность политики В. Нусенкиса или является намеком на состояние душевного здоровья владельца концерна – источники не уточняют», - отмечает donetskstal.