Существует сказание о призрачных плясуньях, известных под названием «виллис». Виллисы - невесты, умершие до свадьбы. Несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле.
В полночь встают они из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который им повстречается.
Они увлекут его в безудержный танец, пока он не упадет замертво. В свадебных нарядах, в венках с развивающими лентами на головах, со сверкающими перстнями на пальцах пляшут они при лунном свете.
Лица, хотя и бледные как снег, юны и прекрасны. Они смеются с таким жутким весельем, с такой зловещей прелестью, они зазывают так заманчиво, что нет сил устоять против этих мертвых созданий.
Эту легенду, взятую из славянского фольклора, использовал поэт Генрих Гейне. Французский поэт–романтик Теофиль Готье написал сценарий балета «Жизель».
Музыка композитора Адольфа Адана (1803 – 1856) ласкает слух своими мелодиями. Любители красивых танцев и сторонники содержательности действия балета сходятся в своих восторженных оценках.
Это происходит потому, что драматические и пластические начала в этом спектакле не только равноценны, а попросту неотделимы друг от друга.
В «Жизели» танец оказывается сильнее слов, потому что авторы спектакля нашли в нем истинную правду искусства. В 1841 году балет «Жизель» шел на сцене Парижского театра. Уже в следующем году он ставится в Петербурге, а с 1844 года начинает свою жизнь на сцене Большого театра, где сохранился в репертуаре и до сегодняшнего дня.
Сценическая история «Жизели» любопытна. В Западной Европе это произведение было забыто. В России - лучшие мастера танца - балетмейстеры Ж. Перро, М. Петипа обновили спектакль, углубив характеристику действующих лиц, внесли много нового в постановку.
В 1910 году, на гастролях русского балета в Париже, Анна Павлова удивила парижан новой Жизелью. Всепобеждающая любовь стала главной темой спектакля.