17:39, 1 червня 2014 р.

Как нам обустроить Донбасс

Война в Донбассе близится к перемирию. Поражение Стрелкова и его друзей не за горами. И что дальше?

Ситуация в Донецке идет к тому, что украинская власть все же сможет восстановить контроль над обеими мятежными областями. Как только это произойдет, все вопросы, кроме экономического, разом потеряют актуальность. В этой статье мы хотим поговорить о том, что и как можно сделать с экономическими проблемами Донбасса, которые, собственно, и стали ЕДИНСТВЕННОЙ причиной гражданской войны. Пишет Игорь Щедрин на сайте "Петр и Мазепа".

На сегодня в пространстве решений пока есть 3 выхода из АТО: Донецкая область возвращается в Украину, Донецкая область отходит к России, Донецкая область становится Приднестровьем. С экономической точки зрения все три выхода выглядят одинаково проблемными.

Для начала разберем экономический выход, который предлагает ДНР: полное отделение от Украины и присоединение к России в качестве субъекта федерации. К сожалению, этот выход не только не решает проблем, но создает новые.

Рассуждения о том, что Донецкая область заточена на экономическое сотрудничество с Россией, не лишены смысла: это действительно так. Однако авторы этих рассуждений упускают один аспект: в еще большей степени Донбасс ориентирован на экономическое сотрудничество с Украиной. Металлургия Донецкой области – один из важнейших наполнителей бюджета, если не сказать самый важный – строится на простой схеме: руда Кривбасса плюс донецкий уголь. При этом донецкого угля становится все меньше, а добывать его – все дороже. Производительность труда на заводах Донбасса значительно ниже, чем даже в России, последние 20 лет они настоятельно требуют модернизации. Не приходится сомневаться, что в случае отпадения Донбасса от Украины криворожская руда отправится в ЕС напрямую, минуя донецкие заводы (собственно, уже сегодня значительную часть экспорта Украины в ЕС составляет руда). Шахты Донбасса при таких раскладах тоже станут окончательно не нужны: донецкий уголь можно использовать только в синергии с донецкой металлургией, в противном случае он слишком дорог.

В Донбассе есть не только металлургия и шахты. Однако на жизнеспособности остальных отраслей негативным образом скажутся санкции, которые ударят по территории непризнанной республики: санкции, делающие невозможными работу с банками, инвестиции, поставки продукции.

Таким образом, сценарий ДНР не сулит Донбассу ничего, кроме катастрофического всплеска безработицы с последующей болезненной переквалификацией донецких шахтеров в ростовских каменщиков, якутских золотодобытчиков, тюменских электриков. Причем это становится гораздо сложнее, потому что США радостно нагибают ЕС на «третий пакет» санкций и доламывают и без того неокрепшую российскую экономику. Нужно ли это России? Позиция российского политического руководства, его пассивность и примиренчество говорят четко: нет. ДНР России не нужна ни под каким соусом, кроме как временный вариант на пути к государству-сателлиту «Новороссия» (с Днепропетровской областью, то есть рудой Кривбасса, и с сухопутным доступом к Крыму и Приднестровью).

На этом разбор сценария ДНР можно прекратить. Но что же вместо этого предлагает украинское правительство? Ничего, кроме «Нам надо решать проблему Донецка, и это очень сложно» от украинских политиков услышать пока не довелось. И это понятно. Единого экономического решения «проблемы Донбасса» не существует и не может существовать, потому что у Донбасса не одна, а две глобальные проблемы.

Первая, существовавшая давно: дотационность шахтной разработки залежей угля. Добыча угля на Донбассе недешева и постоянно дорожает (себестоимость тонны – 170 долларов на государственных шахтах, 64,75 доллара – на лучших шахтах, которые входят в ДТЭК Ахметова), а заменить его – совсем нетрудно, потому что под боком у Донецкой области находится 5-я в мире по добыче угля и 3-я по экспорту страна – Российская Федерация. Себестоимость российского угля составляет 42,4 доллара за тонну – потому что в России его добывают открытым способом. Разумеется, железнодорожные перевозки (а тарифы на них в России высокие, это вам не «Укрзализныця») раздуют эту цифру, но сохранение убыточных для «Укрзализныци» тарифов на перевозку угля внутри Украины тоже под большим вопросом. Таким образом, само существование донецких шахт все больше превращается в социалистический аттракцион «создадим людям работу на ровном месте, себе в убыток».

Вторая проблема не менее масштабна: это постепенное ухудшение экономического партнерства с Россией. Все 23 года независимости в силу ряда причин Россия постоянно искала замену всему украинскому, стараясь обойтись собственными ресурсами. В последнее время этот процесс, учитывая холодную войну между странами, пошел лавинообразно. Львиная доля машиностроительных предприятий ориентирована на российский рынок и содержит российскую инвестицию, а то и просто принадлежит гражданам России. Любая политика Украины, рассчитанная на интеграцию в ЕС и разрыв отношений с Россией, натолкнется на экономически обусловленное сопротивление собственников и трудовых коллективов этих предприятий. То есть, к убыткам добавится еще и социальный взрыв и новый виток гражданской войны в Украине.

Решить обе эти проблемы одновременно – Украине не под силу. Даже с помощью Евросоюза. Значит, надо решать одну, а потом приниматься за другую.

Каким бы острым, сердечным и нутряным ни было желание украинских патриотов, не очень хорошо разбирающихся в экономике, построить на границе с Россией железный занавес, на сегодня это невозможно. Результатом обрыва экономических связей станет постоянная война на Востоке, при которой восстановление экономики Украины станет нереальным. Через год такой войны некоторые украинские «патриоты» (например, родная фракция «Свобода») дружно решат, что Донбасс им ни к чему, и сдадут неприятный русский регион Путину (чьи интересы иногда пугающе совпадают с интересами «патриотов»).

Именно поэтому для решения проблем Донбасса нужно найти с Россией компромисс и зафиксировать на ближайшие годы (а то и десятилетия) внеблоковый, безъядерный, нейтральный статус Украины – в обмен на гарантии со стороны России о сохранении экономического сотрудничества по наиболее важным для Востока Украины направлениям. Закрепляя такой статус, например, на 10 лет, мы все равно ничего не теряем, потому что это обещание не совершать невозможного. Даже самые еврооптимистические кролики все равно вынуждены признавать, что ни членство в НАТО, ни в ЕС нам еще много лет не светит ни в каком виде.

Выигранные 10 лет, за счет новых возможностей по сотрудничеству с ЕС, нужно использовать для реализации программ регионального развития, которые позволят решить проблему №1 и превратить Донецкую область из депо полубезработных шахтеров в экономически диверсифицированный регион. Это возможно только с помощью работы профессиональной экспертной комиссии с участием местных и европейских экспертов, которые разработают 10-летний план выхода Донбасса из крутого пике, в который область обрушила тупость и жадность местных олигархов, самовластие и опять же жадность киевской власти, и напоследок – противостояние мировых держав.

А после того, как Донецк станет богатым и развитым, вопрос об отношениях с Россией можно будет решать на трезвую голову, а не в обстановке вакханалии лжи, убийств и террора. Лично мы склоняемся к миру, дружбе и жвачке, хотя и березовые опилки в голове Путина и других советских политиков (в том числе «украинских») могут внести свои коррективы в эту идиллию.

Игорь Щедрин

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...