
Общественники назвали проблемы накануне выборов в Донецкой области
В течение последних двух недель перед местными выборами 25 октября 2015 года в предвыборной ситуации на подконтрольной территории Украине Донецкой области стали заметными ряд проблемных тенденций.
Об этом сообщила Лиза Рехтман, аналитик Донецкой областной организации ВОО «Комитет избирателей Украины», которое осуществляет наблюдения в рамках всеукраинской кампании Гражданской сети ОПОРА
В частности, зафиксированы такие негативные тенденции:
- задержание изготовление избирательных бюллетеней, слабый контроль за избирательными фондами местных организаций политических партий и кандидатов, а также замена большого количества членов участковых избирательных комиссий.
Указанные проблемные явления являются факторами риска для соблюдения таких принципов избирательного процесса как законность и открытость, определенных в статье 11 Закона Украины «О местных выборах», и принципа равных прав и возможностей участия в избирательном процессе, закрепленного в части 4 статьи 4 Закона Украины «О местных выборах».
Тенденция 1. Задержание изготовление избирательных бюллетеней Согласно пункта 1 части 1 статьи 75 Закона Украины «О местные выборы», территориальные избирательные комиссии должны были обеспечить изготовление избирательных бюллетеней до 14 октября и получить их до 15 октября включительно. Однако Дружковская, Димитриевская, Краматорска, Красноармейска, Мариупольская городские избирательные комиссии не обеспечили своевременное изготовление избирательных бюллетеней. Наиболее резонансными были события вокруг печати избирательных бюллетеней в Мариуполе. В связи с тем, что по состоянию на 16 октября члены Мариупольской городской избирательной комиссии не приняли решение об изготовлении бюллетеней, Центральная избирательная комиссия (ЦИК) приняла постановление №451, в которой обязала Мариупольскую городскую избирательную комиссию обеспечить изготовление избирательных бюллетеней до 19 октября включительно. 20 октября на городской типографии «Приазовский рабочий» была завершена печать бюллетеней, однако Мариупольская городская избирательная комиссия не получила изготовлены избирательные бюллетени, в связи с тем что она не определила членов из своего состава, которые должны были это сделать. В постановлении №490 от 21 октября 2015 года ЦИК обязала Мариупольскую городскую избирательную комиссию до 22 октября включительно определить не менее трех ее членов для получения избирательных бюллетеней и передать их соответствующим районным в городе Мариуполе избирательным комиссиям. Однако 22 октября после проверки избирательных бюллетеней члены Мариупольской городской избирательной комиссии обнаружили ошибку в тексте 12 154 бюллетеней. Члены комиссии приняли решение уничтожить избирательные бюллетени, в которых была обнаружена ошибка. Таким образом, Мариупольская городская избирательная комиссия должна обеспечить изготовление более чем 12 000 новых бюллетеней. Артемовская районная избирательная комиссия уничтожила часть напечатанных бюллетеней, в связи с ошибкой в тексте бюллетеня. 16 октября избирательная комиссия уничтожила 7594 с 15 953 изготовленных бюллетеней, к которым ошибочно не была включена местная организация политической партии «Блок Петра Порошенко «Солидарность». Не определенной остается и судьба избирательных бюллетеней в городе Красноармейск. 15 октября Красноармейская городская избирательная комиссия приняла решение отменить регистрацию кандидатов в депутаты Т. Булгаковой, Г. Гаврильченко и О. Скляра. Данное решение было обжаловано Т. Булгаковой в Донецком окружном административном суде, а затем в Донецком апелляционном административном суде, который признал решение Красноармейского городского избирательной комиссии относительно отмены регистрации трех указанных кандидатов противоправным. Избирательная комиссия должна рассмотреть вопрос отмены регистрации кандидатов повторно. Но ведь на это время бюллетени без фамилий этих кандидатов были изготовлены и скорее всего территориальная избирательная комиссия будет вынуждена принять решение об уничтожении готовых бюллетеней и заказать другие.
Тенденция 2: Слабый контроль за избирательными фондами местных организаций политических партий и кандидатов Закон Украины «О местных выборах» определяет порядок контроля за использованием средств избирательных фондов местных организаций и кандидатов в форме промежуточных и окончательных финансовых отчетов, представляемых распорядителями счетов избирательных фондов в территориальной избирательной комиссии. Согласно части 4 статьи 71 Закона Украины «О местных выборах», распорядители счетов избирательных фондов местных организаций политических партий и кандидатов должны были представить промежуточные финансовые отчеты в соответствующей территориальной избирательной комиссии до 19 октября включительно. По состоянию на 19 октября в Димитриевской и Славянском городских, а также в Артемовской районной избирательных комиссиях промежуточные финансовые отчеты поступили лишь от части распорядителей избирательных фондов местных организаций политических партий и кандидатов. В Мариупольской, Дружківській городских и Славянской районной избирательных комиссиях распорядители избирательных фондов местных организаций партий и кандидатов промежуточные финансовые отчеты не подали. По состоянию на 19 октября к Краматорской городской избирательной комиссии промежуточные финансовые отчеты были представлены только от местной организации политической партии «Оппозиционный блок» и кандидата на должность городского головы А. Панкова. Согласно части 8 статьи 71 Закона Украины «О местных выборах», анализ финансовых отчетов осуществляет соответствующая территориальная избирательная комиссия. В случае выявления нарушений требований Закона избирательная комиссия сообщает о них правоохранительные органы. Часть 10 статьи 71 Закона Украины «О местных выборах» предусматривает, что сведения финансовых отчетов обнародуются территориальной избирательной комиссией в течение двух дней со дня их получения в местных печатных средствах массовой информации или в иной, определенный ею образ.
Тенденция 3: Замена большого количества членов избирательных комиссий Согласно части 1 статьи 23 Закона Украины «О местных выборах», участковые избирательные комиссии должны быть образованы до 9 октября включительно. За время деятельности участковых избирательных комиссий в Мариуполе, Димитровому, Славянском, Артемовском районе были зафиксированы замены членов комиссий.
По оценкам наблюдателя Донецкой областной организации ВОО «Комитет избирателей Украины», который проводит общественное наблюдение за местными выборами в рамках общенациональной кампании Гражданской сети ОПОРА, замена членов участковых избирательных комиссий в Доброполье, Добропольском и Красноармейском районах составляет от 10% до 30% состава комиссий. Однако стоит заметить, что, по сообщению наблюдателей, замены членов участковых избирательных комиссий не повлияли на эффективность их работы.
Кроме указанных проблемных тенденций в предвыборной ситуации в Донецкой области, наиболее распространенными нарушениями избирательного законодательства, которые были зафиксированы наблюдателями, является незаконная предвыборная агитация и использование административного ресурса.