
Работы художника из Донецка, прошедшего через жестокие пытки в "ДНР", показывают на известных арт-площадках Европы
Летом 2014‑го российские СМИ восторженно сообщали: в самопровозглашенной "ДНР" играют первую свадьбу. Счастливыми молодоженами стали уроженка Донецкой области Елена Коленкина и россиянин Арсен Павлов, более известный как командир боевиков по прозвищу Моторола, причастный ко многим кровавым преступлениям и даже расстрелу пленных. Новобрачные позировали перед камерами — статная невеста и одетый в камуфляж низкорослый жених с перевязанной рукой.
Несколько дней спустя пара вновь оказалась в центре внимания. На этот раз речь шла об ироничном портрете молодоженов, выставленном прямо у здания областного Дворца бракосочетаний в Донецке. У нарисованного Моторолы были хвост и копыта вместо ног.
Несколько недель спустя Сергея Захарова, автора саркастического портрета, а также целой серии граффити, которые высмеивали боевиков и появлялись в Донецке в самых неожиданных местах, схватили. Он пробыл в плену сепаратистов полтора месяца. Выйдя на свободу, художник отправился в Киев, где быстро превратился в заметную фигуру отечественной художественной сцены.

ЧЕРНЫЙ ЮМОР: Карикатурное изображение одного из лидеров проекта Новороссия Игоря Гиркина авторства Сергея Захарова разозлило деятелей так называемой ДНР
Теперь его произведения демонстрируются на ведущих арт-площадках Европы, среди которых парижский Palais de Tokyo и пражский центр Dox. А сам он готовит к изданию серию графических работ о своем заключении. Также Захаров стал общественным активистом и даже баллотировался в мэры Мариуполя. Впрочем, неудачно.
“Мне нравится в Сергее то, что в нем нет эго художника, мол, я поставил свою работу, а вы смотрите,— говорит о Захарове Любовь Михайлова, основательница донецкого фонда культурных инициатив Изоляция, который теперь работает в Киеве.— Для него самое важное — это увидеть реакцию людей”.
После переезда в столицу Захаров реализовал вместе с Изоляцией несколько крупных проектов. Наиболее громким среди них стал перформанс Карточный домик, во время которого художник крушит строение из нарисованных им гигантских игральных карт с изображениями лидеров сепаратистов, где джокер — президент России Владимир Путин.
“Художник в его понимании — это человек думающий, ставящий вопросы и мыслящий критически”,— говорит Михайлова о Захарове.
Рисунки из подполья
Когда‑то Захаров был дизайнером интерьеров. Он окончил Донецкое художественное училище, однако спрос на художников в городе, где арт-музеи и выставочные пространства можно пересчитать по пальцам одной руки, был невысок.
Проектирование мебели стало компромиссом между личными амбициями и реальностью. Четверть века Захаров зарабатывал реализацией интерьерных прихотей заказчиков, а в свободное от работы время создавал живопись и графику, которые показывал лишь друзьям.
Основная часть жителей Мариуполя ведет себя так, как вели себя жители предвоенного Донецка
Художник признается, что серьезно не интересовался политикой, однако новость о киевском Майдане осенью 2013‑го встретил воодушевленно. Впрочем, многие друзья не разделили его энтузиазма.
Захаров вспоминает, как изменился его родной Донецк, когда после бегства Виктора Януковича весной 2014‑го сепаратисты захватили административные здания. Тогда стремительно менялся жизненный уклад горожан, а бойцы с автоматами сменили людей с битами. Хотя художнику казалось, что новые порядки продержатся недолго.
Чтобы выразить собственное несогласие, Захаров вместе с единомышленниками придумал арт-интервенцию. Она предполагала появление в городе серии карикатур на деятелей самопровозглашенной республики. На подготовку ушло несколько недель. За это время в составе импровизированного объединения кроме самого Захарова остался лишь один человек — фотограф. Вместе они составляли дуэт Мурзилка — взяли псевдоним в целях конспирации. Захаров создавал и рисовал карикатуры, в основном в виде граффити, а его приятель документировал процесс.
“Это был социальный эксперимент,— рассказывает Михайлова о скандальном стрит-арт-проекте.— Когда он увидел, что люди улыбаются [при виде его работ], понимал, что не все потеряно”.
Впрочем, последствия эксперимента оказались для Захарова печальными. Спустя несколько недель к его мастерской приехали вооруженные люди, которые доставили его в застенки здания, где ранее располагалась СБУ. А затем две недели его регулярно били деревянными битами, резиновыми дубинками и подвергали прочим пыткам. К примеру, вместе с еще одним пленным запирали в железный ящик небольшого размера и оставляли на раскаленном солнце.
Художника трижды готовились расстрелять, говорили, что все могло быть еще хуже, если бы обиженный на карикатуру Моторола не находился тогда в отъезде. Больше всего боевики злились из‑за граффити с портретом одного из лидеров проекта Новороссия Игорем Гиркиным. Изображение последнего, на котором он держит пистолет у собственного виска, пытавшие Захарова боевики приравнивали к осквернению иконы.
Сегодня художник спокойно говорит о заключении. Улыбается, вспоминая комичные моменты вроде случайно услышанного разговора двух пленных. Те обсуждали, как в 1990‑е враждовали, так как один был бандитом, а другой — милиционером. Теперь они лежали бок о бок на полу вместе с другими пленными.
Через полторы недели Захарова все‑таки отпустили, а за документами сказали зайти позже. Художник вернулся за паспортом на следующий день, побывав предварительно в больнице, где ему диагностировали несколько переломов ребер. Однако вместо обещанных документов получил новое заточение. Правда, во второй раз ему повезло: месяц плена он провел на кухне гостиницы Ливерпуль, занятой сепаратистами.
Выбраться помогла девушка Захарова. До провозглашения так называемой "ДНР" она работала в пенитенциарной системе города и сумела воспользоваться своими связями. Вновь оказавшись на свободе, Захаров покинул Донецк. При себе у него была лишь небольшая сумка и 500 грн в кошельке.
Новое амплуа
Когда художник ехал в столицу, он не представлял своего будущего. За первые дни дал множество интервью украинским и зарубежным журналистам. При этом жил в небольшой комнатке у приятеля и понятия не имел, чем будет заниматься вдали от родного города. Уже теперь он понимает, что после плена остро нуждался в психологической помощи.
Однако вслед за коротким периодом повышенного внимания к Захарову последовало затишье. “Когда мы встретились, я увидела человека, который прошел тот же путь, что и наш фонд за несколько месяцев до этого”,— вспоминает руководитель Изоляции Михайлова. Она предложила Захарову сотрудничество.

НЕРАВНЫЙ БРАК: Сатирический портрет боевика Моторолы и его невесты — одна из наиболее известных работ Захарова
Первым плодом совместной работы стал Карточный домик. Захаров подготовил его для выставки Изоляции в Париже. Хотя сам свой первый заграничный вернисаж пропустил из‑за бюрократической проволочки: не мог сделать визу, так как его фамилия числилась в списках пропавших без вести.
Впоследствии Захаров побывал на своих выставках в нескольких европейских галереях, в том числе в Берлине. Художник считает, что кремлевская пропаганда все еще оказывает сильное влияние на европейцев, несмотря на многочисленные доказательства участия России в военном конфликте в Донбассе, и свой Карточный домик с джокером Путиным считает актуальным. “Для зарубежных зрителей это [Карточный домик] скорее факт, информация к размышлению”,— говорит художник.
По его мнению, самая интересная реакция на перформанс была в Краматорске, где его решили показать на центральной площади. “Нам вежливо намекнули: мол, лучше не надо,— рассказывает Захаров.— Затем был ночной звонок”.
Тем мне менее Карточный домик в городе все‑таки состоялся.
“Кто‑то прятал глаза и боялся даже посмотреть на изображения,— описывает реакцию краматорцев художник,— кто‑то говорил, что не хочет ничего знать, некоторые подходили и говорили, что мы молодцы. На перформанс мы пригласили представителей горсовета, однако никто из них не пришел”.
Еще одним результатом кооперации Захарова и команды Изоляции стало участие художника в выборах мэра Мариуполя минувшей осенью. Он признается, что не рассчитывал на победу, а баллотировался скорее для проведения информационно-просветительской кампании.
“Основная часть жителей Мариуполя ведет себя так, как вели себя жители предвоенного Донецка, несмотря даже на то, что у них перед глазами наглядный пример того, что стало с этим городом”,— говорит художник.
Он считает, что у власти в Мариуполе находятся люди из той же команды, что когда‑то привела его родной Донецк к его нынешнему состоянию — победу одержал топ-менеджер Мариупольского меткомбината, который принадлежит Ринату Ахметову.
Сегодня Захаров живет в Киеве и признается, что не тоскует за прошлой работой, хотя скучает по родному городу.
В Донецке также осталась часть его крупноформатных картин. Из тех, что удалось вывезти, он планирует собрать в будущем выставку, дополнив ее новыми работами.
“У Сергея очень хорошее, от земли чувство юмора и умение видеть суть,— говорит Михайлова.— Несмотря на свой возраст и какие‑то стереотипы, он умеет выходить за рамки и двигаться дальше”.