Как Владимир Высоцкий из Донецка Марине Влади в Париж пытался дозвониться (фото)
О донецких эпизодах жизни Владимира Высоцкого написали книгу, в которой выйдут уникальные фото великого барда.
Донецкий журналист Олег Попельницкий в соавторстве с Геннадием Бацалевым и Владимиром Набоковым подготовили к изданию документальную книгу о Владимире Высоцком «Махнем к Махно?!» . Первый том запланированного четырехтомника о пребывании знаменитого поэта и артиста в Донбассе выйдет в свет уже в начале нынешней весны. О чем, собственно, книга и как она создавалась, автор рассказал корреспонденту 62.ua.
«Впервые Высоцкий приехал к нам в Донецкую область в 20-х числах августа 1970 года. Его визитов сюда в разное время было всего три, а в целом в Донбасс - четыре, если учитывать Луганскую область. Данные события неоднократно освещались в местной прессе, но как-то поверхностно. Нам же хочется в своих поисках и, как следствие, в книгах, восстановить всю их хронологию, вплоть до мельчайших подробностей, назвать едва ли не поименно всех участников встреч с поэтом.
Мы исходим из того, что если общество признало Высоцкого выдающейся личностью, как признало Пушкина, Есенина, Маяковского, Блока и других, то оно вправе знать о нем все. Донбасс, согласитесь, исключением не является. Первый том, рассказывающий о событиях августа 1970-го, содержит свыше 200 страниц с иллюстрациями. Его обложку украсит еще нигде не публиковавшееся фото, на котором Высоцкий стоит на фасаде макеевской шахты имени В.Бажанова.
Именно во Дворце культуры этой шахты Высоцкий впервые выступил в Донбассе с концертом, предварительно побывав на километровой глубине забоя этого угледобывающего предприятия со своим другом, профессиональным переводчиком Давидом Карапетяном. Изначально Высоцкий и не думал выступать в Макеевке. Они с Карапетяном ехали автомобилем из Москвы в Гуляйполе Запорожской области, поскольку Владимир Семенович хотел собрать историческую информацию там, на малой родине знаменитого героя гражданской войны Нестора Махно, в желании сыграть его роль в кино.
Направлялись они в Гуляйполе без четкого плана действий. Да тут еще Высоцкий захотел в степи, что называется, «порулить». Карапетян по доброте душевной уступил место водителя ему, начинающему автомобилисту, и вскоре машина перевернулась на резком повороте. Таким образом, оба они с первой попытки в Гуляйполе не попали. Пришлось им возвращаться в Донецк, где была возможность вновь остановиться у знакомого артиста из Волгоградского драмтеатра, гастролировавшего в те дни в шахтерской столице. Кстати, мы установили имя этого человека, что позволило найти написанные им интереснейшие воспоминания о своих донецких контактах с Высоцким. На обратном пути неудачники подвезли попутчиц, оказавшихся макеевчанками, да к тому же работницами шахты имени В.Бажанова.
Так Высоцкий с Карапетяном заночевали не в Донецке, а в Макеевке, в семье Смирновых. Спустя сутки Высоцкий с центрального переговорного пункта донецкого почтамта звонил своей будущей законной жене Марине Влади в Париж. Во время разговора с Мариной он поведал ей о своих приключениях. В книге есть абзац, где Лариса, дочь Аллы Смирновой, тогда еще подросток, вспоминает:
- Когда они с Давидом вернулись на машине директора шахты из Гуляйполя, у Высоцкого были назначены телефонные переговоры. Сначала мы пытались перевести их на наш домашний телефон. Позвонили по соответствующему номеру, объяснили, что, так, мол, и так, нельзя ли поговорить с Парижем из Макеевки?
В ответ прозвучало:
- Да вы что? С Парижем?! Нет, нельзя!
В общем, ничего не вышло, пришлось ехать поздно ночью в Донецк. Я ездила туда вместе с Высоцким. Когда он разговаривал с Мариной Влади, она спрашивала его, где, мол, ты там живешь? Он ей отвечал, что вот, дескать, Алла – хороший человек, вот Лариса – ее дочь…
Марина, возможно, по-своему подумала, и Высоцкий мне:
- А ну-ка, Лариса, иди сюда, поговори с тетей Мариной!
Дает мне трубку. Я в нее:
- Здрасьте, я Лариса!
Марина Влади в ответ:
- А сколько тебе лет?
Я честно отвечаю:
- Шестнадцать!
На том конце провода:
- Ну-ну…
Отдаю трубку Высоцкому, и чуть позже начинаю соображать: ничего себе, это же я с Францией разговаривала, с самой Мариной Влади, - вот это да!!!
Вернулись мы в Макеевку часа в два ночи, а уже в пять утра Высоцкий с Карапетяном помахали нам руками и уехали…
Вот из таких, как и многих иных, воспоминаний очевидцев и состоит вся книга. Помогает ее издавать военный пенсионер Геннадий Григорьевич Бацалев, много сделавший для популяризации на донецкой земле творчества Высоцкого. Первый том имеет, к сожалению, небольшой тираж и будет издан на его средства. Так что книга, очевидно, попадет в руки далеко не всем поклонникам поэта. Мы обращались в Центр-музей Высоцкого в Москве, в надежде на помощь в издании книги, но поняли, что москвичи «беднее» нас. Когда будут изданы остальные три тома, говорить рано. Многое зависит от наличия финансов, а что касается поисковой работы по теме пребывания Высоцкого в Донбассе, то она не прекращается ни на день.