
15:19, 7 квітня 2010 р.
Станислав Ващинский: Донецк должен остаться Донецком
Об архитектурной состоятельности Донецка - У Донецка нет архитектурной глубины, как у Львова или Киева, почти нет интересных зданий, построенных в прошлых веках. Конкурентоспособны ли мы по сравнению с другими украинскими городами? Есть ли чем компенсировать недостаток этой глубины? Об оптимальном маршруте экскурсии для приезжих О лучшем здании в городе Об архитектурном наследии - Просто в борьбе с собачевками можно зацепить что-то стоящее. - Тут можно спорить долго, приведу только один пример. Не занесено в реестр четырехэтажное здание по Садовому проспекту, известное как бывший клуб Тудоровских. Это совершенно заброшенное здание, оно осыпается на глазах. И, наверное, кажется, что чем скорее мы его снесем, тем лучше для города. Но это здание в наших реалиях выглядит очень индивидуально, и в истории города оно сыграло кое-какую роль, там, говорят, останавливался Маяковский…
- Участок города, который прилегает к гастроному «Юзовский», мы пытаемся максимально сохранить в том виде, в каком он застраивался. Даем чертежно-планировочное задание и проект только на условии реставрации или изменения фасада в стиле соответствующей эпохи. Таких примеров много. На Постышева есть такие здания. Такие примеры есть и в той части улицы Артема, которая прилегает к ДМЗ. То есть нельзя говорить о том, что мы все рушим. Если в здании есть какая-то изюминка, мы стараемся подходить к нему деликатно. Стараемся максимально сохранить эту среду.
- Беседуя с работниками краеведческого музея, я услышал о проекте «архитектурного заповедника старой Юзовки» - нескольких защищенных от застройщиков кварталов, где была бы представлена наша дореволюционная архитектура. По-моему, симпатичная идея.
- Если речь идет о реальном квартале и они убедят общественность, что это старая Юзовка, достойная сохранения – от нас они получат только помощь.
О мнении общественности
- Иногда жители говорят: мы не хотим, чтобы здание строилось здесь, стройте его в другом месте, на пустыре. А жители, живущие рядом с тем пустырем, точно также не согласны. Причем аргументирует общественность не всегда. Вот, допустим, был вопрос по мусоросжигающему заводу. В полутора километрах от Текстильщика, при санитарно-защитной зоне 500 метров (расстояние в 3 раза больше, чем требуется), шведская технология, все это в закрытом объеме, в воздух выпускается только водяной пар, из стоимости завода 2/3 идет на оборудование по очистке воздуха и всего прочего. Завод выделяет газ, который мог бы отапливать весь Текстильщик, вырабатывает электроэнергию, которая также могла бы снабдить весь жилой район. Кроме того, утилизируется мусор. Что в этом плохого? В Швеции есть такой завод, мы ездили, смотрели, ничего там плохого нет: закрытый объем, туда заезжает мусоровоз, обратно выезжает чистый, едет дальше собирать мусор, и еще вырабатывается электричество для близкорасположенных городов. Но в нашем случае, после общественных слушаний, ищется другая площадка для этого завода…
О любимом месте в Донецке
- Любимое место у меня – моя Гладковка, где я прожил много лет. А еще – парк Щербакова после реконструкции, набережная Кальмиуса . В модернизации этих мест мы принимали участие, вместе с проектировщиками непосредственно отрабатывали проект, разрабатывали детали. В парк Щербакова постоянно что-то новенькое привносим. Сейчас ведется реконструкция мемориала «Твоим освободителям Донбасс». Я думаю, до 9 мая ее завершим, тоже будет прекрасное место. Там изменится все. Пилоны с именами погибших будут переделаны, полностью по-новому решена сама площадь. Появится колокол воинской доблести, при его отливке на ДМЗ использовался оружейный металл, который подобрали на местах боев в Донецкой области. Полностью переделали памятник афганцам, его передвинули ближе к мемориалу и сделали в том виде, в каком предполагалось еще скульпторами в момент сооружения этого памятника. Тогда у горсовета не хватило средств и поэтому гранитные каменные глыбы заменили бетоном. Сейчас там – гранит, который возили с Тельмановского карьера, я сам выезжал, выбирал эти глыбы.
- Вы изначально жили на Гладковке?
- Изначально я жил я Ленинском районе, на улице Ткаченко, возле военкомата, в районе универмаг «Радуга». В 1987 году переехали на Гладковку. Тогда вдоль балки там еще было нехоженое разнотравье, еще не построили микрорайона «Гладковский». В этой балке мы гуляли после работы почти каждый день, там и лисы, и фазаны, и прочая живность водилась. Сейчас все не так, сейчас из Макеевки туда гоняют коров на выпас, и они полностью уничтожили это разнотравье.
О любимой донецкой байке
- Одна из любимых - насчет памятника Крупскому. Знаете? Едет троллейбус, и кондуктор объявляет остановку: «Библиотека имени Крупского!». Пассажиры, конечно, возражают: «Не Крупского, а Крупской!» На что кондуктор отвечает: «Да нет, это не она, а он, вот даже памятник ему стоит!» - и указывает на памятник Тарасу Шевченко. Из профессиональных баек, вспоминается история о главном архитекторе города по фамилии Ревин. Как-то его вызвали на заседание бюро обкома партии, рассматривали ход застройки города, и в итоге первый секретарь объявляет: «За недостатки в работе объявить товарищу Ревину строгий выговор!» Ревин говорит: «А я не член партии!». Секретарь не растерялся и тут же распорядился: «Принять в партию и объявить строгий выговор!».
О пальме Мерцалова
- Любой символ должен быть понятен любому «пересичному» гражданину, без всяких дополнительных разъяснений. А наша пальма всегда требует рассказов о том, что был такой кузнец Мерцалов, и срочно потребовали от нашего Новороссийского общества на промышленную выставку какое-то изделие, какой-то сувенир, и как он сидел в придорожном буфете, где стояла пальма и он решил выковать эту пальму, и что стоит она сейчас в Политехническом музее, в городе Санкт-Петербурге, а у нас – копия… Это поначалу ничего, а сейчас вот приезжают всякие делегации, и когда рассказываешь снова и снова, это начинает, как говорят, напрягать. Давайте посмотрим на гербы других областей Украины, там все ясно, как правило. Наш символ непонятен, и я не в восторге от него. Не от пальмы Мерцалова как таковой, а от того, что она является символом области.
О донецком метро
- Любому городу-миллионнику нужен транспорт, который бы обеспечивал доставку из одного конца города в другой большого количества пассажиров, без пробок и прочих трудностей. Это может быть что угодно – например, скоростной трамвай. По генеральному плану предусмотрено метро, которое свяжет в первую очередь Пролетарский район, центр города и вокзал. Вторая очередь - Петровский район и центр города. Вы прекрасно знаете, что сейчас значит добраться с Петровки в центр, даже имея личный транспорт. Южная часть города у нас связана с центром, и в горловину у «Золотого кольца» вливаются транспортные потоки трех районов – Кировского, Ленинского и Петровского. По Ленинскому проспекту – постоянные колоссальные пробки. Метро в какой-то мере решит проблему.
- Только сначала надо решить проблему метро.
- Совершенно верно, у метро есть своя проблема, связанная со строительством. Немножко не успели мы, как Харьков, как Днепропетровск, начать строительство в советское время. Все время откладывали, а когда было принято решение, вскоре Союз развалился. И в итоге, нет никакого централизованного финансирования, вплоть до того, что в прошлом году даже не выделяли деньги на поддержание, на откачку воды и зарплату рабочим. А ведь строиться мы должны за счет госбюджета, потому что в городском бюджете и в областном денег на это нет.
- Но ведь все это развивается в таком режиме уже 20 лет. И есть подозрение, что генеральный план в этой части выполнен не будет …
- По всем расчетам, такой транспорт в городе необходим. Представьте себе Москву или Киев без метро. Сейчас раздаются голоса: давайте строить в Донецке вместо метро скоростной трамвай. Ну, давайте строить. Хотя есть вопросы. Метро не занимает городских территорий, вокруг трассы не создаются санзоны, то есть на поверхность оно почти не влияет. А если будет скоростной трамвай - от него обязательно санитарно-защитная зона должна создаваться, это снос каких-то зданий, сооружений, пересечение каких-то магистралей… Если кто-то предложит что-то другое вместо метро, будем рассматривать. Но пока альтернативы метро у нас нет.
О «франкфуртской модели» развития Донецка
- Губернатор Анатолий Михайлович Близнюк в качестве ориентира развития Донецка (в том числе – архитектурного) любит называть немецкий город Франкфурт. Мол, это деловая столица Германии, и Донецк стремится к этому же статусу в Украине. Что скажете по этому поводу?
- Донецк должен остаться Донецком. Кстати, у вас в книге мне понравилась та мысль, что Донецк в Европу не стремится, а мы стремимся сделать Европу в самом Донецке. Вот я и на вопрос о Франкфурте ответил бы вашей же фразой. Да Франкфурт достоин уважения, но это не пример для абсолютного копирования. Как подсказывает опыт, если что-то взять и слепо перенести на нашу почву, все равно ничего не получится, потому что у нас своя психика, своя ментальность.
О «европейском квартале»
v- На одной из пресс-конференций вы презентовали идею «европейского квартала», где были бы представлены образцы архитектуры разных стран… О «замороженных» стройках небоскребов - В основном мозолят глаза два «мертвых здания: «Конгресс холл» у здания Минуглепрома и жилой комплекс «Привокзальный», они в самых видных местах города… О проекте «донецкой Венеции» - В 50-е годы донецкие градостроители предлагали сделать местную «Венецию» - два мощных водных радиуса, которые бы окружили центр почти сплошным кольцом прудов. Первое планировалось наи Кальмиусе (и реализовано примерно наполовину), второе – на Бахмутке (и реализовано где-то в таком же объеме). Нет ли намерения вернуться к этой красивой идее? О роли Евро 2012 в развитии Донецка О реалистичности генерального плана - Генеральный план 1972 года был выполнен далеко не полностью. У вас не страха, что нынешний, только что утвержденный план ожидает та же судьба?
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
ТОП новини
Оголошення
18:04, 6 квітня
10:37, 11 квітня
live comments feed...