Диана Берг: Делать социальные изменения — это большой вызов
Имя бывшей дончанки Дианы Берг, которая в родном довоенном городе создала и реализовала имиджевую концепцию принимающего Евро-2012 Донецка, была среди инициаторов украинских митингов весной 2014 года, сегодня известно всем активистам, чиновникам и неравнодушным горожанам Мариуполя, где сейчас живет неординарная общественница.
(Диана во время украинских митингов в Донецке весной 2014 года.)
В прифронтовом Мариуполе Диана вместе с единомышленницами создала уникальное культурное пространство - Платформу ТЮ, ставшую местом силы перемен и арт-событий в городе.
Как сегодня работает ее арт-платформа в карантинных условиях мировой пандемии COVID-19, что думает о диалоге с оккупированными территориями и вернется ли в родной город после деоккупации, Диана Берг рассказала 62.ua.
- Создавая в Мариуполе пространство для искусства, социальный клуб, на что Вы рассчитывали, какие ценности пропагандируете?
- Наша Платформа ТЮ — это культурный центр, который был создан в 2016 году группой единомышленниц, для которых доминирующими ценностями являются современное искусство, низовая культура, инновационные идеи, права и свободы человека. Мы постоянно готовим для мариупольцев и гостей города самые разнообразные события: от арт-резиденций – до художественных уличных акций. Ведь на них затрагиваются острые социальные темы: гендерное насилие, свобода слова, дискриминация, декоммунизация, права меньшинств, формирование критического мышления, екоактивизм и тому подобное.
К примеру, сейчас идет подготовка проекта по созданию настольной игры – «Креативные протесты». Сам проект называется «Активация: культура мирных собраний» В таком формате мы будем работать впервые, но надеемся, что сможем показать, как необычно можно проводить акции, в каких формах можно доносить свою позицию, чтобы быть услышанными.
(Просмотр фильма в ТЮ до карантина)
- Как удается реализовывать проекты в условиях ограничений карантина из-за COVID-19?
- Карантинные меры в связи с COVID-19, которые этой весной кардинально изменили жизнь всех, не только людей искусства, заставили нас искать новые формы реализации арт-проектов, создать что-то новое, уникальное. У нас было много предложений, мы искали и подавали предложения в рамках разных грантов, но в основном, все они предполагали финансирование на борьбу с коронавирусной инфекцией. Тем не менее одно из наших предложений нашло отклик. Это грант от House of Europe– программы, финансируемой Европейским Союзом с целью поддержки профессионального и творческого обмена между украинцами и их коллегами в странах ЕС. Это проект, которыйназывается «Wovennetwork/Women'snetwork».Он стартует в конце августа и продлится в течение полугода. В буквальном переводе название звучит как «тканная сеть, женская сеть», в Украине он будет именоваться «Мереживо». Такая себе игра слов, «плетение», которое традиционно ассоциируется с женской работой. Это будет виртуальная арт-резиденция семи художниц из пяти стран Европы и трех временных зон со сквозной темой невидимого труда и преобразования иерархической цифровой сети в настоящее горизонтальное кружево.
- Что конкретно предполагает этот проект?
- В нем задействованы семь художниц. Три из Украины и четыре из Швеции, Шотландии, Польши и Англии. Это Оксана Казмина (Киев), Оля Федорова (Харьков), дуэт Маша Пронина (Донецк - Мариуполь) / Алиса Олева (Лондон), T.s. Beall (Шотландия), Alice Máselníková (Швеция), Iwona Zajac (Польша).
Они будут работать в виртуальном мире, делясь идеями, историями и материалами друг с другом, создавая инклюзивный, мульти-дисциплинарний, кросс-европейский медиапродукт.
Наши художницы в своих локациях будут показывать, как реализуют те или иные идеи. Например, Мария Пронина, бывшая дончанка, с 2014 года вынужденная переехать в Мариуполь из-за российской агрессии, в настоящее время находится… в походе. Ее идея заключается в том, чтобы показать, как женщина может выполнять «мужскую» работу, отправившись в поход, и запечатлеть отношение людей к этому процессу.
(Художница Мария Пронина)
Еще одна художница Оля Федорова будет работать с темой, как карантин отражается на женщинах. Ведь именно женщинам приходится наиболее сложно жить в условиях ограничений, учитывая быт семьи, детей, которые учатся дистанционно, ограниченное пространство пребывания всего семейства на одной территории, участившиеся случаи домашнего насилия и т.д. Психологический аспект этой несправедливой ситуации будет отображен ею в нашей виртуальной арт-резиденции.
(Художница Ольга Федорова)
То есть « Мереживо» – это исследование, переоценка и нахождение новых возможностей для творческой экспрессии и коллабораций между странами. С использованием цифровых инструментов, материалов и практик удаленной коллаборации с помощью совместного творческого сотрудничества. У нас уже создана страница в Instagram (https://www.instagram.com/wovennetwork/) и есть сайт (http://wovenart.tilda.ws/), на котором будут размещены все события проекта, встречи и обсуждения. Первое мероприятие состоится уже 28 августа.
- Насколько сложно было в прифронтовом Мариуполе создавать такой социальный клуб?
- Аншлаги на арт-событиях Платформы ТЮ показали, что нам удалось достучаться. Жители Мариуполя, как показывает практика, довольно активно следят и становятся участниками всех наших мероприятий. В карантин, само собой, работаем иначе. Если «Мереживо» — это, прежде всего, международный проект, который можно наблюдать в любом городе мира, то другие события требуют личного участия зрителей. Поэтому, естественно, соблюдая все санитарные правила, люди приходят в масках, с дезинфекторами, как правило, на нашей площадке вмещаются, учитывая рекомендации по социальной дистанции, 50 человек.
(Публика Платформы ТЮ во время карантина.)
Конечно, делать социальные изменения именно в Мариуполе – это большой вызов. Однако мы уверены, что, как писал Зигмунд Фрейд в своем письме к Альберту Эйнштейну: все, что работает для развития культуры, работает против войны.
- Сегодня одной из актуальных тем в обществе стала дискуссия — как установить диалог с оккупированными территориями?
- Это важная тема. И у нас даже были такие попытки. К сожалению, кроме музыки, мы считаем, с искусством в оккупации сложно. К нам несколько лет назад, возможно 3 или 3,5, приезжали диджеить ребята из Призмы на нелегальные андеграундные вечеринки в Донецке. В Мариуполь они приезжали на вечеринку в рамках проекта «Післямова 86: Маріуполь» , проект фестиваля кино и урбанистики 86. Это было довольно сложно организовать, так как они простояли очень много часов на блокпостах, чтобы попасть на подконтрольную территорию, опоздали на другие автобусы, но в итоге все-таки приехали к нам. Кажется, даже не все смогли доехать. Кого-то не пропустили.
Уже этой весной к нам с вечеринкой должны были приехать ЛДК (Луганская Контемпорари Диаспора) с их проектом «Восток». Ребята сами пишут музыку и собирают работы диджеев-переселенцев и тех, у кого нет возможности выехать. Но из-за коронавируса нам пришлось перенести их приезд на ближайшее будущее. Кроме того, что мы просто бы не могли у себя собрать большое количество людей из-за опасности, ребята бы просто не смогли к нам приехать – их бы не выпустили из Луганска.
Наше с ними сотрудничество – это больше информационная поддержка, помимо очень редких выступлений на нашей платформе. Мы рассказываем об их музыке, артах нашим читателям, помогаем, чтобы больше людей услышало их музыку.
Кроме того, у нас даже есть идея сделать каталог, что и в каком количестве осталось на той территории. Имеется в виду — арт-объекты, музейные экспонаты и т.д.
- Скажите, Вы чувствуете себя адаптированной в Мариуполе, а не переселенкой, и вообще, как видите развитие ситуации - верите в свое возвращение в Донецк?
- В Мариуполе у меня множество друзей и единомышленников. Наша команда, — абсолютно мотивированная и вдохновляющая. Да, все это было непросто, но все время плакать – неконструктивная позиция, мы это пережили, создали в Мариуполе, реализуемся здесь. А надежды, без них тоже никак, и я повторюсь, что мы будем первые, кто вернется в Донецк после освобождения.
(Команда ТЮ. Все фото предоставлены Платформой ТЮ из архива.)
Материал создан в рамках проекта «Гендерночуствительное пространство современной журналистики», реализуемого Волынским пресс-клубом в партнерстве с Гендерным центром Волыни и при поддержке Украинской медийной программы, что финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и выполняется Международной организацией Internews