субботнее чтиво - донецкие истории
10:08, 16 березня 2013 р.

Парк Комсомольского периода

субботнее чтиво - донецкие истории

Понятие «Парк Ленинского комсомола» с каждым прожитым месяцем становится все призрачнее. Уже есть люди, которые при этих словах впадают в полное недоумение. Но есть и другие – помнящие, как начиналось то, что было на месте «Донбасс Арены».

С тремя очевидцами мы сегодня и поговорим о начале парка Ленинского комсомола.

Мир, которого нет

В 1949 году семья Вячеслава Пильтенко поселилась на улице Челюскинцев, 167, в только что отстроенном доме ДонУГИ. Мальчику было восемь лет, а до парка Ленинского комсомола – рукой подать. Но разве это был парк?

Первое и яркое воспоминание маленького Вячеслава – это поле. Но не футбольное, а злаковое. В тот самый 1949 год он видел точно напротив будущего стадиона «Локомотив» (там сейчас каскад фонтанов «Донбасс Арены») мужичка, который пахал сохой довольно большой земельный участок. Вскоре на этом месте заколосились и взошли какие-то злаки (предположим, рожь, хотя вполне мог быть и ячмень). Аграрная активность продолжалась года три, а потом затихла по причинам, о которых уже вряд ли кто-то что-то скажет. И откуда был мужичок, мы можем только догадываться. Может быть, с улицы Кирпичной?

Такая действительно была. Примерно на месте нынешней лужайки между «Донбасс Ареной» и проспектом Мира. Два ряда хижин - с такими обещали бороться большевики (но до окраин Сталино не добрались). Откуда название? Возможно, от кирпичного завода, располагавшегося поблизости. Насчет него автору точно ничего не известно, в отличие от другого предприятия этого края.

Речь – о кроватной фабрике. Она занимала некоторую площадь в районе гостиницы «Виктория». О ее деятельности здесь не будет сказано почти ни слова – упомянем лишь, что ее болтиками и шурупчиками питались все окрестные пацаны, а из пустотелых трубок, которыми изобиловал процесс изготовления кроватей, получались отличные стрелковые приспособления. Но суть не в этом.

Суть в том, что за кроватной фабрикой и ниже к Кальмиусу простиралось еще одно скопление мелких домиков. По некоторым сведениям, это называлось Овражной , или Приовражной улицей. И там тоже жили люди. И жили они примерно так же, как и на улице Кирпичной.

Вот как выглядел этот жилмассив на немецкой карте 1942 года:

карта 1942

А вот так - на топографической карте 1965 года:

карта 1965

Для чистоты эксперимента, добавляем сюда еще и карту 2003 года (на ней просматриваются остатки старого мира и четко виден контур парка Ленинского комсомола до пришествия «Донбасс Арены»):

карта 2003

А теперь, накрываем все современной картой:

карта 2012

Не правда ли, кое-что изменилось?

Граница мира

Парк был уже тогда. Но Вячеслав Пильтенко вспоминает его как «посадку», внутри которой имелось несколько полян. Разумеется, их использовали по полному профилю развлечений, свойственных для подобных мест. Футбол, так сказать, и литробол, а также кое-что еще, а иногда – и еще больше.

У маленького Вячеслава с посадкой связаны воспоминания достаточно невинные. Например, о том, как рвали там паслен. А еще – о водившихся там ежиках. Их было много. Одного мальчик приватизировал и принес домой. Гость прожил в семье полгода. Но потом наступила осень, и гость начал готовиться к спячке. По ночам топал в коридоре, собирал газеты и из них в кладовке мастерил себе гнездо. В конце концов, отец уговорил Славика отпустить его на родину, в пампасы.

Кстати, чтобы уж закончить с картами, прикладываем схему посадки и окружающих мест, нарисованную Вячеславом Пильтенко в январе сего года:

карта пильтенко

Посадка была большая и, как тогда казалось, достигала самой Гладковки. По карте видно, что там, на северном краю ойкумены, обозначены абрикосовые сады. Ничего такого память Вячеслава Пильтенко не сберегла. Впрочем, так далеко он и не заходил. Как правило, пределом продвижения на север была железнодорожная ветка. Она ответвлялась от подъездных путей шахты Феликса Кона и чуть южнее улицы Титова уходила к промзастройке в районе улицы Щорса. Над ней на пересечении с Челюскинцев был мост, по которому проходил трамвай 1-го маршрута (совершенно аналогичный мост мы можем наблюдать и сейчас по тому же маршруту на Путиловке). Трамвай грохотал по мосту смертным грохотом. Было жутковато. Конечно, мальчишки, чтобы доказать, что они – настоящие мужчины, поднимались по насыпи под самый мост и высиживали там во время прохождения трамваев. Поселковые короли, не моргнув глазом, выдерживали по нескольку прохождений кряду…

Новый мир

А потом все перевернулось, и мир треснул несколькими аллеями.

В 1959 году семья Вячеслава Пильтенко покинула дом ДонУГИ и переселилась в другое место. Перерождения посадки в парк он не застал. Но, по старой памяти, приезжал сюда позже, чтобы приручить только что купленный мотороллер. Это было пару лет спустя после переселения. И уже тогда, по воспоминаниям Вячеслава, посадку рассекли аккуратными дорожками, и сходились они в центре, вот как раз на месте «Донбасс Арены».

Зато в квартал фильтровальной станции (это сейчас между Титова, Освобождения Донбасса, Артема и Челюскинцев) вселилась семья Сорокиных. Сергею тогда, в 1960 году, было 6 лет, Татьяне – 14. Появление парка они наблюдали своими глазами и относят его не к началу 60-х, а скорее к середине этого десятилетия. Во всяком случае, появление асфальтированных дорожек, по их словам, произошло не ранее 1964 года.

Вот что рассказала нам Татьяна:

- Еще когда там работали катки, мы уже освоили эти дорожки для гуляния и наслаждались необычным для этих мест порядком. Ведь какая-то дорожка-тропинка там была и раньше, но вела она на мусорник, где ковырялись бомжи. Теперь аллея начиналась от хорошей дороги, которую проложили по Челюскинцев. Как-то незаметно в эти же годы сняли и железнодорожную ветку. Сразу стало просторнее и приятнее. Правда, на месте гостиницы «Шахтер» оставалась огромная канава, в которую сваливали мусор, несмотря на запрещающую надпись. После дождей там скапливалась вода, мусор всплывал, все это распространяло зловоние… Иногда канаву чистили, но через пару месяцев она опять была в прежнем состоянии. Так с ней ничего и не сделали вплоть до строительства гостиницы «Шахтер».

Воспомнинания Сергея:

- Я не помню, когда в парке появились первые аттракционы. Помню, что это было до появления Луна-парков, то есть – до 1970 года. Слева от главной аллеи, если смотреть от «Локомотива», появилась какая-то карусель, очень простая. Потом она исчезла. Через пару лет, насколько я помню, там поставили новую карусель, с машинками, устроили тир… Но настоящий парк аттракционов там появился только после того, как перестали приезжать Луна-парки, то есть ближе к середине 70-х годов. Правда, они не привлекали так много народу, как в парке Щербакова. Думаю, причина проста. Парк Ленинского комсомола был более диким, не так хорошо охранялся, и сюда было идти страшновато. Кроме того, в парке Щербакова был ставок, а у нас – ничего похожего. Берег Кальмиуса в нашем районе был диким, грязным и криминализированным.

Планы партии и народа

Таковы воспоминания людей. Как и все мемуары, они небезупречны по исторической точности, но ценны деталями и колоритом.

Что можно сказать, подводя черту? Можно вспомнить о том, что большой парк (имени Горького, Комсомольский – такие варианты названий предлагались) городские власти лелеяли с первых послевоенных лет. До появления стадиона «Локомотив» зеленый массив должен был занять весь этот квартал. «Локомотив» успел раньше. И парк сместился к востоку, где оставалось только окультурить посадку, облагородив ее дополнительными ценными породами и превратив место молодецких забав в мир семейного отдыха.

Формирование парка заняло лет 20 и закончилось только в 1984 году, когда монумент «Твоим освободителям, Донбасс!» поставил точку в общей композиции. И до начала ХХ века парк Ленинского комсомола успокоился в статусе второго по значению в городе, даже не подозревая, какую грандиозную трансформацию ему готовит новое время.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...