Закон «О всеукраинском референдуме» будет использован для консервации нынешней власти — мнение донецкого эксперта (фото)
Плюсы и минусы нового закона "О всеукраинском референдуме" попытались оценить сегодня, 10 апреля, участники круглого стола, инициированного Донецкой областной организацией "Комитет избирателей Украины".
Не отрицая необходимость изменения прежней редакции закона от 1991 года, который уже не отвечает современным правовым условиям, эксперты высказали мнение, что новый закон не стал компромиссом между провластными и оппозиционными силами и получил неоднозначную реакцию в экспертной и политической среде.
Закон устанавливает, что всеукраинский референдум может проводиться на предмет одобрения новой редакции Конституции, внесения в нее изменений, отмены или признания недействующим закона о внесении изменений в Конституцию. В частности, он устанавливает, что предметом референдума могут быть любые вопросы за исключением тех, в отношении которых референдум не допускается согласно Конституции.
IMG_5962_новый размер
Закон устанавливает, что президент Украины провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе, если его инициировали с соблюдением установленных в Конституции и законов требований по организации и порядке проведения всеукраинского референдума по народной инициативе.
Результаты народного волеизъявления, высказанные на всеукраинском референдуме, являются обязательными в отличии от референдума 2000 года, на котором более 80 % проголосовавших высказались за ограничение полномочий народных депутатов, и который не был ратифицирован парламентом. Предлагается установить, что всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе, по требованию не менее чем 3 млн. граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи за проведение такого референдума собраны не менее, чем в 2/3 областей Украины, и не менее, чем по 100 тыс. подписей в каждой области за сорок календарных дней.
К рискам закона участники круглого стола отнесли: возможность принятия новой Конституции или внесение в нее изменений в обход ВР, влияние местного самоуправления на состав избирательных комиссий и отсутствие возможности влиять на это общественным организациям и партиям, неопределенный количественный порог проголосовавших, что приведет к манипулированию народным волеизъявлением и обострению политического противостояния в обществе.
Председатель правления Донецкого института социальных исследований и политического анализа Владимир Кипень так прокомментировал 62.ua активные движения власти вокруг закона: "Принятый пять месяцев закон является инструментом для быстрого изменения системы политической власти в Украине в интересах правящей сейчас группы. Закон дает, за достаточно короткий срок с использованием его норм, огромные возможности для использования административного ресурса, обеспечить квази- демократичное (как бы демократичное) волеизъявление для того, чтобы утвердить решения в интересах правящей группы.
IMG_5972_новый размер
Это вариант, который позволяет обойти не подконтрольный президенту парламент и использовать нормы закона для консервации теперешней власти. Мы можем предварительно прогнозировать, что одним из вероятных вопросов, вынесенных на подобного рода квази- референдум, будет изменение Конституции Украины, который даст президенту фактически сконцентрировать всю полноту власти в своих руках".
По материалам: http://uristinfo.net.