
Донецк 9 мая глазами российского журналиста - Джигурда на коне и пьяная толпа, штурмующая пустые «Шахтерские зори»
Донецк отметил День победы не только митингами и концертами. На окраине города едва не завязался бой, а на одном блокпосту весь вечер жгли покрышки, опасаясь провокаций. Обстановка в городе в преддверии референдума накалена до предела. «Эхо Москвы» следит за развитием событий на востоке Украины.
Находясь в Киеве, можно часто услышать, что у жителей украинской столицы есть родственники на востоке страны, которые опасаются выходить на улицу. Это своего рода городская легенда для Донецка стала реальностью. Город с почти миллионным населением встречает пустыми улицами и закрытыми магазинами. На дорогах нет блокпостов, впрочем, и машин тоже почти нет. В аэропорту имени Сергея Прокофьева немноголюдно: многие рейсы отменены, сообщения с Москвой нет. Ещё несколько дней назад аэропорт полностью прекратил принимать самолёты, потом авиасообщение было восстановлено с Киевом, сейчас к этим рейсам прибавились редкие чартеры из Турции. Даже центральные гостиницы в буквальном смысле не спешат открывать свои двери: сотрудница на ресепшене объясняет, что руководство требует закрывать вход на ключ даже днём.
Тем не менее нашлись в городе и те, кто отметил на улицах Донецка день победы. С утра прошёл митинг у памятника «Твоим освободителям, Донбасс». Его организовали официальные власти, в мероприятии приняли участие чуть менее тысячи человек.
– Ситуация в Донецке остаётся напряжённой, но хочу всех заверить, что местные органы власти будут выполнять всё в полном объёме. Сегодня наша общая задача сохранить мир и порядок в нашем родном городе Донецк. Великая Отечественная война научила нас беречь хрупкий мир, и мы не должны допустить повторения тех страшных событий, – уверял собравшихся мэр Александр Лукьянченко.
Усомниться в этих словах присутствующие смогли уже через несколько минут, когда два сторонника самопровозглашенной Донецкой народной республики накинулись на дирижёра, сыгравшего гимн Украины.
– Ты провокатор! Кто тебе дал приказ играть этот гимн? – орали сепаратисты, крепко держа руководителя оркестра. Драки, удалось избежать, успела вмешаться милиция. Однако активисты на этом не успокоились и, забравшись на сцену, выразили надежду, что в следующем году 9 мая пройдет без «фашистов и с российским гимном».
Чуть позже на площади Ленина состоялся митинг, в котором поучаствовали от 7 до 10 тысяч человек. Почти на всех были георгиевские ленточки, много флагов России и ДНР. Основной лозунг – «Фашизм не пройдёт». Люди настроены радикально: события в Одессе стали катализатором их возмущения. При этом присутствующие пересказывали самые жуткие и неправдоподобные слухи как истину в последней инстанции.
- Сначала эти «правосеки» запалили Дом профсоюзом, а потом стали добивать раненых! Они ходили с топорами и отрубали ноги тем, кто ещё был жив! Нет, вы представляете!? И всё это с согласия Турчинова и Авакова, – горячо убеждал меня грузчик Сергей. – Что это за правительство, которое уничтожает свой народ? Значит, на Майдане можно было свергать власть, и там все теперь герои, а мы не имеем право постоять за себя, за свое будущее, мы теперь сепаратисты?!
Митинг, организованный сторонниками ДНР, охраняют около 30 человек с оружием.
– Только отделение! Мы проголосуем за создание независимой республики 11 мая, а потом нас поддержит Путин, он обязательно введёт войска, он за простой народ. Может быть, мы войдем в состав России, но с Украиной мы больше не будем. Нам не нужна власть фашистов! – спорит пенсионерка Марина Ивановна. На замечание о том, что президент России просил отложить голосование, она отвечает, что это лишь политический ход. В чём его смысл, она пояснить затрудняется, отмечая, что Путину виднее.
По центру города в это время проезжает кортеж из 50 автомобилей с флагами пророссийских организаций, однако ключевым моментом митинга становится появление Никиты Джигурды на коне. Местные СМИ утверждают, что коня зовут Буран, он был арендован за 300 гривен в час.
Уже скоро под крики «Донбасс с Россией!» торжества подходят к концу. Люди расходятся, на центральной площади остаются только несколько девушек с маленькими детьми, которые сидят на лавочках и поглощают чипсы. Из колонок, установленных здесь же, звучит музыка. Выбор почему-то сделан в пользу композиций от компании Two Steps From Hell, которая работает в жанре «эпохальной музыки, под которую хорошо спасать Галактику».
Около шести часов вечера тревожные новости начинают приходить с окраины города. Там якобы вооруженные люди окружили санаторий «Шахтёрские зори» на Цветочной улице и блокировали находящихся солдат бойцов внутренних войск. Идёт бой с использованием не только автоматов, но и, возможно, гранатомётов, рядом со зданием горят покрышки. Сообщение от издания «Новости Донбасса» моментально разносится по Донецку, и только в пятой по счету компании такси меня соглашаются везти в Будённовский район, но высадить обещают за несколько кварталов до места событий.
– Там находится 143 бойца внутренних войск и несколько человек технического сопровождения из «Правого Сектора». Они заехали в санаторий без оружия, гарантировали, что будут обеспечивать порядок на 9 Мая. Однако, когда они зашли, то внутри санатория уже находилось оружие. Бойцы ДНР в данный момент пытаются изъять у них оружие, чтобы привести ситуацию в соответствие с договоренностями, на основании которых это подразделение заводилось в Донецк, – утверждает сопредседатель правительства «Донецкой народной республики» Андрей Пургин.
Санаторий «Шахтёрские зори». Следов боя не видно, только на нижних этажах выбиты стёкла.
В действительности всё оказывается не так драматично. К санаторию подъехали два грузовика с бойцами самообороны, здание было окружено и обстреляно, после чего активисты погрузились обратно и уехали. У забора стоят около 60 человек. Все они в весьма возбуждённом состоянии, по многим видно, что они хорошо отметили праздник. Зеваки утверждают, что проправительственные силы сдали оружие и отправились в аэропорт, однако своими глазами никто этого не видел. Время от времени к «Шахтёрским зорям» подъезжают легковые машины, оттуда выпрыгивают вооружённые люди в масках и в бронежилетах и несутся внутрь. Спустя некоторое время они выходят и уезжают. Несколько таких визитеров замешкались, садясь в машину, и их тут же обступили.
– Давай оружие, мы пойдём бить этих м****** (плохих людей - ред.). Там сидят эти из Кировограда!
Оружие, впрочем, люди в форме никому не дают, отвечая присутствующим ёмко и нецензурно.
Толпа становится всё больше. В основном это мужчины в спортивных костюмах и обильно матерящиеся женщины – словом, те, кого можно было бы назвать гопниками. Некоторые заходят на территорию санатория и пытаются высадить двери, к ним выходит кто-то из работников учреждения. Начинаются переговоры на повышенных тонах. Остальные занимают улицу перед «Шахтёрскими зорями».
– Турчинов пойдёт под трибунал, точно тебе говорю. Ярош вообще смертник, его убьют! Ляшко (депутат Верховной Рады, кандидат на пост президента - ред.) – педофил. Яценюк – п***раст! – дискутируют присутствующие. На напоминание о том, что есть ещё Порошенко, реагируют нервно.
– А что Порошенко? Знаешь, что он еврей? И фамилия у него настоящая еврейская. Ну так и жил бы под своей еврейской фамилией. Или вот еще, Коломойский этот. Он детей раком убивает. Я вообще впервые вижу, чтобы еврей спонсировал фашистов.
Не очень здесь любят и Михаила Добкина, хотя в Донецке его предвыборные плакаты, в отличие от Киева, не испачканы краской.
– Добкин? Да Добкин проститутка. То он с народом, то переговоры ведёт. Один нормальный мужик был, Царёв. Вот он настоящий.
Выясняется, что каждый второй лично знаком с Олегом Царёвым, а каждый третий с ним вместе вырос.
Постепенно становится понятно, что в санатории никого нет и, вероятно, не было. Толпа замечает, что в нескольких километрах от этого места поднимается густой чёрный дым. Горят покрышки на одном из блокпостов на въезде в город, их подожгли сами активисты, опасаясь провокаций. Часть толпы начинает двигаться в сторону дыма. Неблизкий путь пролегает по спальным районам Донецка. До пункта назначения в результате не доходит никто: кто-то сворачивает домой, кто-то – в местные пивные.