• Головна
  • Виктория Федотова: «Почему-то дончане согласились сломать то, что возводили единицы из них»
Люди, которые меняют наш город
11:38, 21 березня 2015 р.

Виктория Федотова: «Почему-то дончане согласились сломать то, что возводили единицы из них»

Люди, которые меняют наш город

    Жизнь макеевчанки Виктории Федотовой вот уже 20 лет посвящена безвозмездному служению людям. Война принесла в это благое дело свои черные краски. Теперь в помощи волонтеров нуждаются не только беспризорники, но и взрослые, раненые, оставшиеся без жилья и средств к жизни...

    Как удается помогать людям, пострадавшим от войны в Донбассе, 62.ua беседует с руководителем общественной организации "МАРТИН-клуб" и проекта "Життя триває" Викторией Федотовой.

    - Виктория, что Вас сподвигло стать волонтером, насколько я понимаю, у Вас уже большой опыт в этой деятельности?

    - В 1995-м, работая в центре социальных служб, шла как-то на заседание в горсовет мимо Вечного огня. Дело было в начале зимы, тогда еще в Макеевке работал Вечный огонь. Вокруг него, под срывающимся снегом сидели беспризорники. Младшему из них было лет 5, как моему сыну. Он был без обуви и в колготках. С того дня мы начали носить на улицы горячие супы, чтобы познакомиться с детьми и помочь им выжить на улице. Первый наш проект никем не финансировался, его ресурсы состояли из 25-килограмового пакета растворимого итальянского грибного бульона. Кормили детей с 1995-го по 2000-й, пока не приобрели дом, куда смогли пригласить беспризорников с улицы. На дом дал денег мой друг, продав свою машину. Тогда понятия «беспризорность» государством признано не было. В 2000-м я уже не могла совмещать работу в социальной службе с работой в общественной организации, пришлось выбирать между бумажками и реальностью. Реальность победила. В тот же год мы выиграли наш первый грант. Когда в 2005-м государство повернулось лицом к детям и начало бороться с беспризорностью, как на законодательном уровне, так и на улицах, у нас был новый вызов – несовершеннолетние мамы, родившие детей на улицах и в шанхаях. С тех пор мы понимаем, что для ребенка самое главное – его родители, и всячески поддерживаем семьи.

    - У Вашего клуба особая специализация - дети из неблагополучных семей, насколько война сменила приоритеты?

    - Мы никогда не употребляем термин «неблагополучная семья» по нескольким причинам. Во-первых, благополучные в нашем понимании семьи можно перечесть по пальцам, а мы работаем на узкую целевую аудиторию. А во-вторых, мы не ставили целью помогать детям из несостоятельной семьи. Наша миссия звучит «Тепло и защита детям в беде». Беда может быть разной, и способы защиты – тоже. Мы оставляем за собой выбор этих способов помощи, стараемся гибко подстраиваться под нужды детей.

    Война сделала людям такую беду, что по сравнению с ней самые тяжелые наши случаи – просто детские мультики.

    Война сделала людям такую беду, что по сравнению с ней самые тяжелые наши случаи – просто детские мультики.

    Мы не поменяли приоритетов, мы расширили целевую группу. Сейчас мы помогаем раненым детям, раненым родителям, детям, чьи мамы и папы погибли, просто людям, которые остались наедине в чужих городах, потеряли родных, помогаем семьям, которым нечего есть, негде жить. Очень жаль, но в наш узкий «бедовый» круг вписались совершенно несвойственные нам ранее клиенты. Война многих сделала равными в своем горе и потерях.

    2014-12-29 14.34.55

    - Как Вам работалось, когда уже была объявлена "ДНР", в какой момент Вы поняли, что надо выезжать, как принималось решение - куда ехать, где размещаться?

    - Мы не стали дожидаться объявления "ДНР". Фонд Ахметова еще при оккупации Славянка открыл одну из первых волонтерских горячих линий, нам предложили принимать звонки. С начала мая до конца августа трое наших сотрудников помогали людям выехать, найти автобусы фонда, мы искали жилье по телефонам, среди сотен других помогающих инициативных групп. Сложилась сразу же феноменальная сеть взаимопомощи.

    Виктория Федорова: «Война кончится раньше, чем утихнет ненависть, распаленная в нашем народе друг к другу» (фото) - фото 3

    У нас не было иллюзий, что война к нам не придет – мы слышали круглые сутки от несчастных, где война уже уносила жизни. Мы эвакуировали первые семьи из Донецкого аэропорта, 15 мая... это было очень убедительно. Лично мне пришлось сопровождать приемную маму с 5 детками, у одной из которых была поломана нога. Их спас донецкий таксист, хорошо знавший закоулки Петровского района. Когда мы их живых и невредимых вытащили из машины, у меня не было сомнений, что моим детям все это ни к чему. И в начале июня мы сначала эвакуировали своих сотрудников, тех, кто захотел, с семьями, через неделю вывезли приют для мам, всего 10 семей. Две семьи без паспортов остались в Макеевке. Также семьи двух сотрудников остались там, мы продолжаем работу на оккупированной территории, помогаем едой и жильем. Для эвакуированных сотрудников арендовали домик в Днепре, в принципе, ехали куда глаза глядят, услышав накануне отъезда историю от наших друзей-правозащитников из Луганска, как они бежали от оголтелых борцов за "ЛНР" под покровом ночи. Мы жили вместе, всего 20 человек, 11 из которых были дети, целый месяц, Мамочек приняла бесплатно «Допомога Дніпра», поселив сначала на турбазе, потом село Петриковка предоставило общежитие. К новому году наши мамочки уже перебрались в купленный нами домик, денег на него дали наши друзья-бизнесмены. Сотрудники сейчас, кто арендует жилье, кто разместился в бесплатном, нас приняли днепряне, просто дав свои дома до конца войны.

    2014-05-10 15.24.54

    - На новом месте основное Ваше направление работы, так сказать, целевая аудитория, осталась та же, или сегодня Ваши усилия направлены и на другие цели?

    - Сегодня наш главный проект называется «Життя триває», у него несколько целей, это социализация тяжелораненых, помощь переселенцам, вторая цель – развитие сельскохозяйственного направления. Мы нашли нескольких фермеров в Днепропетровской области, которые согласились принимать у себя людей, травмированных войной, независимо от их состояния и независимо, военные это или мирные. Главный критерий – это желание жить в сельской местности, быть активным и работать на себя. Очень приятно видеть, как тяжелые становятся легкими, попадая в дружескую среду и на лоно природы.

    Виктория Федорова: «Война кончится раньше, чем утихнет ненависть, распаленная в нашем народе друг к другу» (фото) - фото 5

    Второй проект – Рукавичка – это домик для мам с детьми, одну комнату в котором мы оставляем под транзитных переселенцев, когда человек выехал и ему первое время нужен старт и просто поддержка и покой, чтобы осмотреться и начать жить. Мы сами через это прошли и понимаем, как это важно. Кстати, наши семьи в своих домах так же принимают переселенцев, у нашего психолога в доме с начала нашего переезда жили по очереди больше 20 людей.

    - Помогаете Вы, а кто помогает Вам?

    - На момент нашего отъезда в Макеевке работало три социальных дома, где семьи и дети могли получить целый ряд социальных услуг, вместе с предоставлением бесплатного жилья и питания. В год через дома проходило до 400 людей, с разным сроком пребывания, который зависел не от наших прихотей, а от времени, необходимого для решения проблем. Мы были частью партнерской, заработавшей во благо детей, городской инфраструктуры. Очень жаль, что сегодня все разрушено. Жаль партнерских связей, результатов длительной работы.

    IMG_0056

    Сегодня нам помогают активисты и просто люди со всей Украины. Помогает приемная семья из Днепропетровской области, познакомившая нас со своими друзьями, а те, в свою очередь, дали нам свои пустующие жилплощади, помогает местный христианский пастор, с первых дней переезда давший нам офис в Днепре, совершенно бесплатно. Нам продолжают помогать наши друзья из Германии и Голландии, которые скинулись на Рукавичку, где теперь живут наши мамы, заливают бензин в наш автобусик, чтобы мы могли быть мобильны и не оставляли помощь людям. С января мы на разных работах, кормить семьи никто не отменял.

    эдик стас и кристина кучерявые

    - Расскажите, пожалуйста, живые истории ваших подопечных...

    - Лена, 53 года, ранение в голову и глаз, дом разбомблен, до пенсии еще 2 года, сейчас долечивается в госпитале, выписываться некуда.

    Карина, 6 дней, маме и двухлетнему братику негде жить, они не переселенцы, просто беременную маму их папа попросил уйти из дома.

    Наташа, 33 года, инвалид, переселенка, беременна, отец ребенка бросил, негде жить.

    Таня, бывший чиновник, уехала из Донецка вместе с семьей, родственников в Украине нет, помогали жильем, пока не нашлась работа.

    Виктор, 48 лет, мирный житель, тяжелое ранение в голову, забрали из госпиталя, помогли добраться до родных в Запорожье, нашли старенькую маму в Авдеевке.

    Руслан, 27 лет, дончанин, служит в батальоне, негде жить на ротации, некуда возвращаться, семья (мама и папа) осталась в Донецке.

    Людмила, 3 детей, муж погиб под аэропортом, оформлен как участник АТО не был.

    Валя и Таня, мамы с оккупированной территории, очень нуждаются в медикаментах, маленькие дети, нет работы, нет пособий, обе тяжело больны.

    Рома, 9 лет, из оккупированной территории, мать запила и бросила, переехав в Россию, родных нет.

    Света, переселенка, 5 детей, 4 из которых приемные, нет дома, за полгода 3 переезда с больной мамой, детьми и собакой.

    Список очень длинный...

    - Как думаете, почему все так трагично случилось в Донецке и когда, по вашему мнению, можно ждать мира на нашей земле?

    - Думаю, причина нашей беды далеко в истории, Россия преемник СССР, ее нынешнее правительство империалистическое, если бы не помощь России, войны на Донбассе не было бы, так как люди в Донецке не склонны сами по себе к бунту. Такой ценой россияне проложили себе дорогу на пляж, через наши дома. Я не склонна ненавидеть русских, мой родной язык русский и сама я наполовину русская. Советский Союз, который сейчас строит наполовину родная мне страна, глубоко противен и чужд, вместе с его несвободой и пролитой за него кровью. Думаю, война кончится раньше, чем утихнет ненависть, распаленная в нашем народе друг к другу. И то и другое – не так скоро, как мечтается.

    Война кончится раньше, чем утихнет ненависть, распаленная в нашем народе друг к другу. И то и другое – не так скоро, как мечтается.

    - Война принесла дончанам, жившим в добрососедстве, "живой" разлом. Коснулось ли это Вашей организации?

    - Гражданская позиция жителей Донбасса отчасти есть причина данной войны. Я заметила, что тот, кто ежедневно принимал решения, строил, тяжело работал, чтобы сделать мир вокруг себя лучше, никак не ждал никакого русского мира. Ведь понятно и без слов, что ни Россия, ни Европа не устранит творящегося вокруг тебя свинства. Прибрать и строить на твоей земле тебе самому.

    Почему-то дончане согласились сломать то, что возводили единицы из них. Теперь очень больно, но восстанавливать придется самостоятельно. И дело не в военных разрушениях. Дело в том, что мелкий и средний бизнес просто уехал из зоны конфликта, и пророс в других местах Украины. И вернуть его будет практически нереально. А как без него будут обходиться люди? Без интеллигенции, массово покинувшей Донбасс, без культуры, которая и до того на ладан дышала? Без общественных организаций? Можно говорить о том, что "ДНР" все создаст свое... но и то, что исчезло, создавалось десятилетиями упорного труда. Пройдет жизнь не одного поколения, и при условиях такого же тяжелого вложенного труда, каким был наш, Донбасс, вероятно, заживет. Вопрос финансовых вложений здесь даже не обговариваю.

    Нужно признать свою вину, от этого начнется выздоровление, как в любой болезни.

    Виктория Федорова: «Война кончится раньше, чем утихнет ненависть, распаленная в нашем народе друг к другу» (фото) - фото 8

    Для неравнодушных и благотворителей публикуем номер карточки в Приватбанке - 5168757282499500. 

    Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
    #Федотова #волонтер #Мартинклуб
    0,0
    Оцініть першим
    Авторизуйтесь, щоб оцінити
    Авторизуйтесь, щоб оцінити
    Оголошення
    live comments feed...